На подворье монастыря совершено чтение Царских Часов

3 мая 2024 года, в Великий Пяток, на подворье нашей обители совершено чтение Царских Часов. Богослужение совершил священнослужитель монастыря протоиерей Серафим Хайруллин. В храме молились трудящиеся на подворье сестры и наши прихожане. 

  Царские Часы - торжественное богослужение, предваряющее самые великие из церковных праздников. Часы состоят из чтения особых псалмов, пения тропарей и стихир, прокимнов, чтения паремий (отрывков из пророческих книг Ветхого Завета, в которых содержатся пророчества и предуказания на праздник), Апостольского и Евангельского чтений и других молитвословий. Завершается чтение Изобразительными, т.к. Литургии в этот день не положено. В этот день верующее сердце скорбит о Страданиях Господа, но и благодарит Христа-Спасителя за то, что Он претерпел Крест и смерть за спасение мира, а в благодарной душе обитает Божественная благодать, утешающая и умиротворяющая ее.

  Чтение Евангелия является в этом богослужении центральным и главным моментом, и в начале часов Евангелие торжественно выносится их алтаря на середину храма.

 Чтение Царских Часов на Страстной седмице следует за утреней Великого Пятка и является как бы его продолжением, подготавливая нас к дневному богослужению - выносу Плащаницы Спасителя. 

 Службы Страстной седмицы - это возможность как можно больше быть со Страдающим за всех нас Спасителем и разделять Его страдания, как поет Церковь в первом антифоне на утрени: "Чувствия наша Христови представим , и яко друзи Его, души наша пожрем Его ради". Господу, прежде всего, нужно человеческое сердце, которое Он желает видеть чистым, смиренным и любящим. И самое важное - то, что происходит в сердце, куда направлены наши чувства и наша воля.

 Поскольку человеческое естество - падшее, то сердце человека нечисто, осквернено страстями и грехами. Человеку бывает трудно отдавать сердце Богу, и подвиг самопожертвования, противостояния своим страстям, очищения души - подвиг и внешний, и внутренний, который совершается весь пост и особенно в дни Страстной Седмицы, направлен именно на то, чтобы быть со Христом, отдать Ему свое сердце. Святые подвижники совершали такое делание всю жизнь, и сейчас есть, и всегда будут такие люди, внимательной жизни которых мы призваны подражать.

 Святитель Феофан Затворник пишет: "Царствие Божие внутрь нас есть, говорит Господь, и потом для одного духовного делания заповедал: вниди в клеть твою и затвори двери. Это – клеть сердца, по разумению всех святых отцов. По сей то причине человек духовный, спасающийся, подвизающийся, и называется внутренним".

 "Каким образом согревается охладевшая душа? Словом Божиим, молитвою, смиренным благодарным чувствованием сердца к Богу во всех изменениях не только наружного состояния, но и внутреннего", - отвечает на вопрос преподобный старец Лев Оптинский.

 "Много обителей у Бога Духа Святого в этой пространной Вселенной, – пишет святитель Николай Сербский, – но чистое сердце человеческое есть обитель Его величайшей радости... Из сердца как из главного святилища Духа Святого разольются духовные живоносные струи по всему человеку, телесному и духовному. Последствием сего будет то, что у верующего тело станет орудием духа человеческого, а дух человеческий – орудием Духа Святого".

 Да поможет и нам Господь ходить перед Ним и отдавать Ему свое сердце!

 3 мая 2024 г.

Цитаты приводятся по источникам: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/feof_zatv/ocherk_asket/txt10.html

https://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/zhitija-optinskih-startsev-prepodobnyj-lev/9

Николай (Велимирович), архиепископ Сербский, святитель.Беседы. В 2-х частях. Часть 2. Перевод с сербского Анны Евстратовой. – Москва: Лодья, 2003. С. 7, 468.  https://bogoslov.ru/article/3225686

 Фотогалерея: