В этом зимнем месяце были и очень холодные дни, и, вместе с тем, периоды с менее низкими температурами. Много раз обильно выпадал снег, покрывая просторы Волоколамского края белым покровом. На нашем подворье и в его окрестностях белым-бело, деревья, поля, дома сельских жителей - все в снегу. В эти дни хотя и пасмурно, но очень красиво. В такое время можно подумать о том, как убелить свою душу от грехов, и как Господь покрывает Своей милостью жизнь каждого из нас...
Преподобный Паисий Святогорец так говорит об очищении сердца: "Надо стяжать душевную чистоту – то есть искренность, честность, несвоекорыстие, смирение, доброту, незлобивость, жертвенность. Таким образом человек вступает в родство с Богом и в нем почивает Божественная Благодать. Если у человека есть телесная чистота, но нет чистоты душевной, Бог не почивает в нем, потому что в таком человеке живут лукавство, гордость, злоба и подобные страсти. Его жизнь – один сплошной обман. Начинайте свой подвиг именно с этого – со старания стяжать душевную чистоту".
Святой Паисий говорит о том, что не нужно принимать греховных, лукавых помыслов, но "всегда стараться включать в работу добрый помысл, не соблазняться с легкостью [чужими недостатками], но смотреть на проступки других со снисхождением и любовью. Когда умножаются добрые помыслы, душа человека очищается, он ведет себя с благоговением и умиротворяется. Жизнь такого человека становится Раем. В противном же случае человек на все смотрит с подозрительностью и его жизнь превращается в адскую муку. Он сам делает свою жизнь адом. … наше сердце чисто тогда, когда мы не позволяем злому помыслу о других проходить через наш ум".
Преподобный Силуан Афонский говорит также о святоотеческом пути стяжания умно-сердечной молитвы. Путь этот проходится постепенно, в русле исполнения заповедей Божиих, вместе с очищением души от страстей.
Архимандрит Софроний (Сахаров) объясняет, в каком духе проходится этот путь: "Смиренный «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (1Петр. 5, 5; Мф. 23, 12). Благодать есть Его, Бога, жизнь, и Он дает Свою жизнь стремящимся к подобию Ему. «Кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23, 12). В силу этого принципом нашей аскетики является движение к самоумалению, к «бесконечно» малому, и никак не гордая потуга к самовозвеличению. Наш путь есть путь апофатического подвига чрез наше «истощание» в следовании Христу, истощившему Себя даже до крестной смерти (ср.: Фил. 2:5–9). Чем глубже идем мы «вниз», тем радикальнее очищаемся от последствий гордого падения нашего Праотца Адама. И когда сердце наше становится чистым (Мф. 5, 8), тогда вселяются в нас и Отец, и Сын, и Дух Святой, и мы вводимся в непоколебимую реальность Божьего Царства, где неисповедимое величие слито воедино с соответствующим ему смирением и кротостью".
Рассуждающий о добродетели трезвения преподобный Исихий Иерусалимский говорит о том, что "...чистота сердечная, т.е. блюдение и охранение ума... все страсти и всякое зло отсекает от сердца, и искореняет из него, и вместо того вводит в него радость, благонадежие, сокрушение, плач, слезы, познание себя самих и грехов своих, памятование смерти, истинное смирение, безмерную любовь к Богу и людям и божественное рачение сердечное".
По словам блаженного Диадоха, "предел чистоты — чувство, непрестанно прилепленное к Богу".
Да поможет и нам Господь трудиться над очищением сердца!
27 января 2024 г.
Цитаты приводятся по источникам: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/sokrovishhnica-duhovnoj-mudrosti/txt498.html
https://pravoslavie.ru/109678.html
Фотогалерея: