День Обрезания Господня. Незаметный праздник

Митрополит Вениамин (Федченков). Фото: https://eparhia-saratov.ru/Articles/proshu-dat-mne-vozmozhnost-raboty-zdes

Приближается праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого. Об этом священном событии  рассуждает иерарх Руской Православной Церкви и духовный писатель митрополит Вениамин (Федченков). "Но почему же он  (праздник Обрезания) проходит так незаметно? - спрашивает владыка Вениамин. - И вообще в этот день как – то не испытываешь ничего яркого и ясного... При великом свете праздника Рождества Господня и при грядущем Крещении, Богоявлении Троицы, – этот праздник Обрезания, утесненный между ними, теряется как звезда при двух солнцах".

 К празднованию также прибавляется память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Такое соединение - большая редкость для Господских праздников, что подчеркивает особое почитание великого Отца Церкви. "Я раньше... не задумывался над смыслом Обрезания, - пишет митрополит Вениамин. - Все это мне казалось лишь простым исполнением ветхозаветного обряда, не имеющим никакого отношения к нам, христианам. А быстрое мелькание праздника между двумя великими «богоявлениями», да еще «заваленное» «Новым годом» (не церковным празднованием) не давало времени вдуматься в смысл этого праздника. Но уже одно то, что Господь благоволил принять обрезание (а обрезание в Ветхом Завете имело величайшее значение – как крещение у христиан) и, наконец, то, что Церковь установила этот праздник, заставляет задуматься. Может быть, что-либо да откроется нам? И уж во всяком случае узнаем, что мыслит Церковь в своих богослужениях".

 Владыка митрополит приводит пример из своей собственной жизни: "Вот только в 1927 году, под первое января, я почувствовал одну сторону этого праздника. Это было в связи с решением вопроса об отношении моем к разделению митрополита Антония и митрополита Евлогия. Долго я мучился. Но, наконец, пришел к выводу: закон нужно исполнить. И это было как раз накануне праздника Обрезания. И тогда у меня и промелькнула мысль о связи этого вопроса с кануном праздника «закона», когда и Господь, подчиняясь закону, исполнил чин обрезания. Это меня укрепило еще более. Сочетание же памяти святителя Василия Великого, этого законодавца церковного, управителя Церкви, еще лишний раз поддержало в принятом решении о законности. И с Афона пришло письмо с решением подчиниться законному главе Церкви, митрополиту Сергию – и в тот же самый день. А ведь ничто у Бога не случайно".

Подворье обители перед праздником Обрезания Господня.

 "Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые, - делает вывод митрополит Вениамин. - Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое. Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить Ветхий. И вот Он с самого Своего рождения (обрезание – первое священнодействие после рождения) сразу же начинает исполнять закон. Законодавец первый подчиняется закону".

 Митрополит Вениамин говорит об отношении этого праздника к нашей христианской жизни: "Прежде чем достигать высоких духовных созерцаний, мы обязаны сначала исполнять заповеди о делах; прежде чем молиться своими молитвами, нужно исполнять церковный чин; прежде чем дойти до свободы духа, нужно научиться дисциплине повиновения; прежде чем вступить в область благодати, нужно пройти еще закон; прежде чем достигнуть бесстрастия, нужно вести борьбу со страстьми и особенно с «собственной волею»; прежде чем дойти до совершенства любви, нужно научиться исполнять хоть повеления власти, Церкви (например, о постах); прежде чем войти в дух, во внутреннее, нужно сделать по букве, внешнее. Одним словом, прежде чем сделаться новозаветным человеком, нужно еще побороть в себе ветхого, то есть исполнить ветхозаветные требования".

 "Но... сама по себе школа закона (буквы, обрядов, даже и в христианстве) не достигает цели, не спасает, не утешает, не насыщает, не избавляет от зла. И что, следовательно, нужно искать какого-то иного пути спасения. А это и есть благодать. Там лишь оживает духовно человек, получая Духа Животворящего, " - поясняет архипастырь.

 "Вот и Господь, прежде чем получить в таинстве Крещения благодать Святого Духа, нисшедшего в виде голубя, сначала исполняет закон. Так и нам, чтобы действительно сделаться благодатными, уже окончательно возродиться, нужно еще исполнять разные законы, каноны, «правила», «послушания», чины и так далее. Закон, следовательно, нужно исполнять сначала".

 Владыка Вениамин размышляет и о том, что ветхозаветным обрезанием люди входили в завет с Богом: "«Завет» означает связь, союз, уговор; но слова эти сухие, деловые, формальные. А слово «завет» означает внутреннюю, интимную, духовную, живую связь с Богом. «Завет» – это жизнь в Боге, жизнь для Бога, жизнь с Богом. Завет с Богом – это значит общение Бога с человеками, любовь Его к ним, жизнь в них.

 

Митрополит Вениамин (Федченков) совершает Божественную Литургию. Фото: https://eparhia-saratov.ru/Articles/proshu-dat-mne-vozmozhnost-raboty-zdes

...И вот Господь несется «родителями» в храм и обрезанием Своим показывает, что нужно действительно восстановить завет, связь, жизнь с Богом. Это – первая задача; ее первую Он и исполняет. Вся остальная жизнь Его и служение являются осуществлением сей задачи. Смерть была лишь завершением дела Его. Поэтому Он пред смертью и говорит: «В том заключается живот вечный, чтобы познали Тебя, Отца, и Меня, Которого Ты послал ... Я явил им имя Твое" (Ин. 17:3, 6) ... «Да будут все едино, как Ты... во Мне и Я в Тебе; да будут и они в Нас» (Ин. 17:21). «Я Тебя прославил... Дело совершил» (Ин. 17:4). явил им имя Твое и еще явлю. Пусть любовь, которою Ты Меня возлюбил, будет и с ними. И я с ними» (Ин. 17:26). Это исполнение – духовное обрезание. Завет с Богом восстановлен: единение, любовь, жизнь с Богом.

  А как это совершено? Двумя путями. Учением и делами, с одной стороны, Господь привел Своих учеников (как и нас теперь через Свое Евангелие приводит всегда) к Отцу и «показал им» Его, или «явил ... имя» Его. А кроме сего – «посвящением Себя за них», как Он Сам говорит. А посвятить себя за кого-либо – это значит отдать себя вместо них, то есть принести в жертву, искупить на Кресте (Ин. 17, 19)" Митрополит Вениамин подытоживает свою мысль, говоря, что цель всякого христианина есть единение с Богом.

 При обрезании также давалось и имя. Наречение имени очень важно: "Если вы по Библии просмотрите хотя бы эти случаи, то легко увидите, что имена давались не случайно, а со значением, - разъясняет Владыка Митрополит. - Обычно означалось осуществление чего-либо ожидаемого, или предназначение рожденного и т.п. Господь, как мы видели и знаем, пришел для того, чтобы восстановить порванный завет людей с Богом, живой завет – оживить людей или, как мы обычно говорим, спасти людей. Поэтому как же Его было иначе назвать, как не Спаситель?"

 

 "...Через... любовь к Сыну восстанавливается любовь Отца и к людям,  - пишет митрополит Вениамин, - и таким образом, Он Сам, то есть Сын, сделается Искупителем, «Спасителем». Это имя дано было еще раньше рождения, при Благовещении, Архангелом Гавриилом, то есть по повелению Пресвятой Троицы (Мф. 1, 21) с объяснением, что "Он, Иисус избавит (по-славянски) спасет люди Своя от грех их» (Мф. 1, 21). Он спасет; не «сами» они спасутся... Следовательно, уже в этом имени указано все Его будущее: искупительное служение миру".

 "Отсюда теперь понятно, что день обрезания Господня есть и день Его имени, или «именины», - заключает владыка митрополит. - Но сие именование, сии «именины» Господа Иисуса были сокровенны. Никто и не подозревал тогда исполнения смысла имени Иисус, кроме Иосифа и Марии. При рождении хоть были пастухи, волхвы; узнал Ирод, книжники и т.д. При Сретении будут праведный Симеон, Анна и другие в храме; равно и «всем ожидающим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 38), – говорила Анна пророчица. А здесь – только Иосиф и Мария, да священник, совершивший обряд в храме... Именины Господни были тайны, сокровенны. И самый праздник – «спрятанный» между двумя другими великими событиями. Свои лишь...Так нам открывается, что нынешний праздник есть «день Иисусов»...  Ныне Господь принял на Себя человеческое имя как «Сын человеческий», ныне Он «вписался» в наше «гражданство» земное, чтобы потом приписать нас, при Вознесении, к гражданству Небесному".

Подворье обители перед праздником Обрезания Господня.

 "Невольно приходит сравнение c нашими именинами. В прежнее время имя давалось тоже в восьмой день. И у нас имя дается родителями или крестным отцом. И у нас это «свой» семейный праздник. И у нас иногда давали имена по значению. А особенно – монашеские имена".

  Рассуждая далее о символическом значении обрезания, митрополит Вениамин приходит к заключению, что обрезание говорит и о смерти, и о том, что христианин умирает для греха: "Кто хочет иметь завет с Богом, тот должен свергнуть с себя страсти или грехи: жить непорочно. Поэтому у пророка Иеремии сказано: «обрежитеся Богу вашему и обрежите жестокосердие ваше, мужие иудины, ... да не изыдет, яко огнь, ярость Моя, и возгориться, и не будет угашаяй, ради лукавства начинаний ваших» (Иерем. 4, 4. То же св. Моисей говорит: Втор. 10, 16). Кто хочет иметь связь с Богом, должен отказаться от всего, даже от самой жизни своей: любить Бога, быть Ему преданным до смерти, всецело; как бы заранее предать себя на смерть Бога ради, Или: принести себя в жертву. Умереть для себя и жить для Бога. Таков сильный смысл этого обряда. А это ясно приводит нас к двум выводам: ко Кресту и к крещению".

Подворье обители перед праздником Обрезания Господня.

 "Идея обрезания – идея крестного пути за Богом, - продолжает свою мысль владыка митрополит. - Обрезание служило прообразом Голгофской Смерти. И, обрезываясь в восьмой день по рождении, Господь этим уже предсказывал Свою Искупительную Жертву. Обрезываясь человеческим обрезанием, Он брал на Себя грехи людей; и в Своей плоти показывал миру, что берется вместо их исполнить Закон, быть непорочным в завете с Богом; а за их грехи умрет смертью. Так открывается связь обрезания с Искуплением.

 Другая связь – с нашим крещением. Об этом апостол Павел совершенно ясно говорит в Послании к Колоссянам, где он сравнивает оба эти вида завета: обрезание ветхозаветное и крещение новозаветное. Там – обрезание плоти, здесь – обрезание сердца; там – рукодельное; здесь – нерукотворенное; но и там, и здесь – связь с Богом. Здесь, в крещении, эта связь выражается только в ином обряде, но значение его то же: смерть ради Бога. Человек, погружаясь в воду, умирает (как бы в гробе опускается) для прежней греховной жизни, чтобы ожить верою и чистотою, жизнью новой, христианской. Господь и принес этот новый путь: тайну крещения; и Сам крестился".

 "Человек должен был исполнять закон, чтобы спастись. Он этого не смог. Закон же, данный после, оказывался ему непосильным, и только обличал его беспомощность и подвергал клятве за неисполнение, подобно прокурору на суде. Господь вместо человека взял на Себя исполнение закона – и вот с самого рождения начинает исполнять закон. А исполнять закон – значит проявлять смирение, послушание Законодавцу Богу, значит – отречься от своей пагубной воли... Во всяком деянии Господа мы видим проявление Искупительного подвига за нас. «Нашим крещением крестился», «за наши» грехи распят, «с нами вознесся»," - пишет митрополит Вениамин.

 "Обрезание означало еще и казнь, наказание за грехи, - разъясняет владыка митрополит, - и эту казнь ныне приемлет на Себя Безгрешный – не подлежавший, следовательно, наказанию. А в таком случае Он начинает терпеть за других, за нас. А, следовательно, можно сказать: «нашим обрезанием обрезуется»".

 Объясняя необходимость для нас «обрезывать» (урезать, отсекать) свою волю, как падшую, митрополит Вениамин продолжает свою мысль: "Правда, болезненность здесь необходима, то есть принуждение, борьба против себя. И, конечно, это есть последствие грехопадения; но наказанием, кажется, лучше бы не называть. Впрочем, если это «отсечение» воли, – это скорбное принуждение является (несомненно!) «последствием» падения; то и тогда можно сказать про Спасителя: Он начинает терпеть это за нас, страдать нашим страданием".

Окрестности подворья обители перед праздником Обрезания Господня.

 Митрополит Вениамин поясняет: "Возьмем пример понятный. Сын, предположим, не хочет поститься, говеть и т.п. Тогда мать начинает все это творить за него, а свое особо продолжает. Это она делает по связи с ним, по единению, по любви... И труд ее Господь принимает за сына: на этом ведь основаны молитвы и милостыни за умерших... Этим Он освобождает от наказания... Подобно сему Господь начинает исполнять, как должно, закон – не внешне лишь, но главным образом внутренне, – за нас. И Господь Отец принимает эту жертву единения и снимает с нас клятву. И возвращает опять Своего Духа, Которым снова усыновляет людей".

 В этот день Богомладенец получил то самое Имя, которым мы призываем Его в молитвах, особенно же в молитве Иисусовой. Эту молитву обещаются непрестанно творить монашествующие в чине пострижения; творят ее, по мере сил и возможностей, и благочестивые миряне, руководствуясь советами своих духовных наставников. 

  Да поможет нам Господь приобретать внутреннее послушание, не оставлять молитву и постигать глубинный смысл священных событий!

13 января 2022 г.

 

Источник: Письма о двунадесятых праздниках. М.:"Лепта" - "Скимен", 2004.  https://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedchenkov/den-obrezanija-gospodnja/