В ясные Рождественские дни на подворье обители солнечно и морозно. За рекой возвышается храм с белой колокольней, а вокруг - красивый зимний пейзаж. Все творение радуется Рождению Господа.
Святочные дни - благодатные и радостные. Настоящая радость этих дней - не мирское веселье, а благодатное, тихое и благоговейное чувство, и эту духовную радость верующее сердце призвано хранить. "Любити убо нам, яко безбедное страхом, удобее молчание", воспевает Церковь, то есть безопаснее для нас молчание. Но любовь, усердие, доброе произволение подвигают воспевать Господа и Его Пречистую Матерь, на что необходима помощь Свыше.
Смиренное Рождение в вертепе Вочеловечившегося Господа, Которого может принять только смиренное, кроткое и любящее человеческое сердце - вот что открывает богослужение этого праздника.
На тему смирения Христова рассуждает преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Петр Юрьевич Малков в своем труде "Святые отцы о церковных праздниках. Рождество Христово. Антология святоотеческих проповедей": "Святые отцы повторяют, что победа Христа осуществилась через... посредство Его уничижения, слава Сына Божия открылась и восторжествовала именно в Его смирении". Вот как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст в «Слове на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа»: «что я скажу или о чем стану беседовать? Чудо изумляет меня. Ветхий днями (Дан. 7:22) сделался Младенцем; Восседающий на престоле высоком и превознесенном (Ис. 6:1) полагается в яслях; Неосязаемый, Простой, Несложный и Безтелесный осязается человеческими руками; Расторгающий узы греха повивается пеленами – потому что Он так хочет. Он хочет безчестие обратить в честь, безславие облечь славой, в пределах унижения показать образ добродетели. Поэтому Он принимает мое тело, чтобы я вместил Его Слово, и, приняв мою плоть, дает мне Своего Духа, чтобы, и давая и принимая, сообщить мне сокровище жизни. Он принимает мою плоть, чтобы освятить меня; дает мне Своего Духа, чтобы спасти меня».
Как пишет святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, «мир не заметил великого дела, совершенного Богом. Люди были заняты каждый своими заботами, внимание их было направлено на дела житейские и на громкие мирские события. Рим укреплял свою власть над народами и свою государственную мощь. Греция развивала искусства и предавалась утонченному служению плоти. Восточные народы пытались в явлениях природы найти ответы на все запросы духа. Иудеи горячо жаждали освобождения от чужеземной власти и ждали избавителя в лице Мессии – земного царя… И никто не ждал Спасителя кроткого и смиренного сердцем, облеченного не земной, а небесной славой… Никто из живущих на земле не представлял себе, что в таком убожестве появится Избавитель и придет к людям Царствующий над всеми тварями».
В смирении Христовом "явилась жертвенная слава Сына Божия, Его готовность пойти на все по любви к человечеству", чтобы спасти человеческий род: "Святитель Иоанн Златоуст не устает поражаться степени такого добровольного уничижения Господа и... в «Слове на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа» вопрошает: «Видишь ли ты богатство в этой великой нищете? Как Он, богатый, стал бедным ради нас? Как Он не имел ни ложа, ни постели, но был положен в голых яслях? О, бедность, служащая источником богатства! О, безмерное богатство, имеющее вид бедности! Он лежит в яслях и потрясает вселенную; повивается пеленами и расторгает узы греха; еще не произнес членораздельного звука и научил волхвов и указал им путь к возвращению». Более того: Вифлеемская пещера обращается благодаря Его присутствию из места внешнего унижения в палату славы, из темной ледяной щели в толще земли в небесный храм Богочеловеческой любви Творца к Собственному созданию, в место первой победы Воплощенного Слова над властью сатаны, греха и смерти".
Святитель Димитрий Ростовский восклицает: «Все Божии сокровища и богатства неисчислимые, неоцененные, никаким местом не вместимые, все они вложены в тесные ясли, все вмещены и покрыты горстью сена!»
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорит, что «вертеп, в котором произошло это глубокое таинство, стал поистине Небом, ибо в нем явился Бог. Малые ясли, из которых кормились животные, вместили Невместимого всей вселенной Бога».
Да поможет Господь и нам поклоняться Ему, Пришедшему спасти нас "от работы вражия"!
9 января 2024 г.
Материал составлен и цитаты приводятся по источнику:
Малков П.Ю., преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доцент, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия. Святые отцы о церковных праздниках. Рождество Христово. Антология святоотеческих проповедей
Фотогалерея:




















































