5 января 2024 года, в предпразднство Рождества Христова, на подворье нашей обители совершено чтение Царских часов и изобразительных. Богослужение совершил священнослужитель монастыря протоиерей Серафим Хайруллин. В храме молились трудящиеся на подворье сестры и наши прихожане.
Царские Часы совершаются по чину, не похожему на чин других служб. Они связаны со службой навечерия. Навечерие (сочельник) – богослужение, предваряющее Рождество и Крещение Господне. Царские Часы совершаются перед этими праздниками, а также в Великую Пятницу – ради Страстей Господних. В отличие от вседневных и великопостных часов, Царские Часы восходят к «песненному последованию», лежащему в основе Устава великой церкви св. Софии в Константинополе.
С литургической точки зрения Царские Часы Рождества Христова составляют одно целое с вечерней этого дня, которая уже является вечерней на сам праздник Рождества. Но в пятницу они совершаются без вечерни, а с изобразительными: Литургии в этот день не положено.
Часы называются Царскими, потому что издавна на этом богослужении присутствовали цари, поклоняясь Царю царей. Название «Царские» часы получили на Руси. Это было связано с их особой торжественностью, а также с византийским обычаем присутствия императора во время их совершения; византийскую традицию продолжали московские великие князья и цари. Древние богослужебные Уставы назвали эти часы «великими».
Царские Часы начинаются и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы в знамение того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда во мраке вертепа, но сияет всем народам. Пред Евангелием воскуряется кадильный фимиам, в воспоминание ладана и смирны, принесённых волхвами новорождённому Христу.
Псалмы для Царских Часов – особенные для каждого из трёх дней, когда читаются эти часы. Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паримия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о вспоминаемом дне, зачало (часть текста) из Апостола и Евангелия. Кроме того, на часах поются особые тропари, раскрывающие смысл происходящего события.
Во время их чтения псалмов совершается каждение храма в знамение Духа Святого, Который, как повествует Священное Писание, «носился над водою» при создании мира (Быт.1:2). Каждением воздается честь иконам и всем святыням, призывается освящающая благодать Божия на предстоящих людей. Каждение фимиамом совершается по подобию Церкви Небесной и по примеру Церкви ветхозаветной (Исх.30:1,7-9). В Откровении святой апостол Иоанн Богослов видел Ангела, который стал пред Небесным Жертвенником, держа золотую кадильницу, и дано было ему множество фимиама (Откр.8:3-4).
Псалмы имеют глубокий смысл. Например, пятый псалом, которым начинается чтение часов, надписан «О наследствующей». Святые отцы понимают под наследствующей Церковь Божию или человеческую душу, которая должна получить в наследие Царство Небесное. Содержание псалма – утренняя молитва. Поэтому он начинает как первый час, так и Царские Часы вообще.
Сорок четвертый псалом являет прообраз союза Господа нашего Иисуса Христа и Церкви, а также прообраз Богоматери.
Псалом шестьдесят шестой на третьем часе носит надписание «в конец». Из-за некоторой неточности древних переводчиков утрачено другое понимание надписания «Победитель». С одной стороны, в нём говорится о Божией помощи Давиду в победе над взбунтовавшимся сыном его Авессаломом, но святые отцы нередко истолковывают это название, как «Победитель смерти», что, конечно, относится к нашему Спасителю.
В восемьдесят шестом псалме звучит торжествующий гимн Сиону (Иерусалиму) как городу Божию, к которому влекутся все народы. Во вдохновенном видении пророк провидит Небесный Иерусалим – Царство Божие, где уже нет порока и вражды, а царят милость, мир и любовь. И после него следует пятидесятый псалом – псалом глубокого покаяния.
Читаемые псалмы в той или иной мере содержат пророчества о Грядущем родиться Спасителе, о Церкви, о вечном Царстве Христовом. Апостольские чтения ясно говорят о Христе, пришедшем, чтобы победить "имущего державу смерти" и избавить людей от рабства греху и диаволу. Евангельские зачала повествуют о священных событиях. Эти события не только произошли когда-то в истории, но происходят и сейчас, в Церкви. Церковь соединяет нас с Богом, с вечностью, и мы, в нашу духовную меру, сопереживаем происходящему.
Все чтения и песнопения часов подчеркивают величие события – явления Бога на земле. И нас вдохновляет и ободряет пророческое слово: «С нами Бог!»
Все это – специально выделенное в церковном календаре предпразднество, необычная служба, даже традиция особенным образом поститься – помогает приблизиться к пониманию того, что произошло в Рождественскую ночь две тысячи лет назад и происходит в Церкви, переживаемое за богослужением. Всемогущий Господь, Которого никто и никогда не видел, пришел на землю и явил Себя человечеству во плоти, стал Человеком, чтобы дать возможность человеку прийти к Богу…
Господь всегда будет с нами, если мы будем с Ним. Об этом свидетельствует опыт тех святых, чьи слова и пророчества мы читаем и слышим в Священном Писании, в богослужебных текстах и песнопениях. Они призывают нас встречать и прославлять Рождающегося Спасителя.
5 января 2024 г.





















