«Готовися Вифлееме, отверзися всем Эдеме…» Беседа игумении Викторины (Перминовой) с сестрами перед Рождеством Христовым.

Рождество Христово. 2021 г.

«Готовися, Вифлееме…» Эти слова обращены к нам. Церковь призывает каждого приготовиться и радостно встретить Родившегося Богомладенца. Каждое сердце может стать для Господа Вифлеемом – гостеприимным домом хлеба (если вспомнить перевод названия), наполненным духовными благами – добрыми чувствами, благими помышлениями, добродетелями. Каждый может что-то подарить Христу и послужить Ему в лице наших ближних.

 К трудам приготовления нас вдохновляют радостные пророческие слова: «С нами Бог!» С особенной торжественностью они звучат в Рождественскую ночь.  Это не просто слова, а глубокое духовное переживание и радостное чувство, которое присуще святым и праведным людям. Как достичь того, чтобы это чувство стало нашим собственным, чтобы мы ощущали Присутствие Живого Бога в своей жизни?

 Многим это представляется нереальным или сложным, но, на самом деле, в основание нашего делания нужно положить простоту, послушание и смирение, открыть свое сердце, как сделали это вифлеемские пастухи, проявить веру и любовь к Богу, подражая непосредственным участникам события.

 «Взгляните теперь на Господа нашего Иисуса Христа и Его окружение, – призывает святитель Николай Сербский. –- Все они – само послушание и смирение! Архангел Гавриил, представитель ангельского послушания и смирения; Дева Мария – послушание и смирение; Иосиф – послушание и смирение; пастухи – послушание и смирение; волхвы восточные – послушание и смирение; звезды небесные – послушание и смирение. Послушные бури, послушные ветры, послушные земля и солнце, послушные люди, послушные скоты, послушен и сам гроб. Всё послушно Сыну Божию, Новому Адаму, и всё смиряется пред Ним, ибо и Он бесконечно послушен Своему Отцу и смиренен пред Оным» [1].

 Бог стал Человеком, смирил Себя для того, чтобы не просто пребывать с людьми, но самым тесным образом соединиться с нами. Итак, если мы пожелаем, Господь родится в нашем сердце и войдет в нашу жизнь.

 Вспомним, когда и при ком были произнесены слова «С нами Бог»? Песнопение, которое мы слышим на Великом повечерии, состоит из избранных стихов Книги пророка Исайи. Иудейский царь Ахаз (один из царей, при которых пророчествовал Исайя) поставил перед собой задачу сделать из Иерусалима город, подобный другим восточным столицам, таким как Финикия или же Ассирия. По представлению царя, город должен был стать именно таким, «как у прочих народов» – богатым, блистающим внешним великолепием и благосклонным к различным языческим культам. В слепом подражании другим народам царь дошел до того, что не только ввел языческие обычаи, но и поставил идола в храме Господнем. Подданные в большинстве своем следовали нечестивому примеру царя. Желание быть «как и прочие» часто можно наблюдать в людях. Человек смотрит на согрешающих и действует по принципу: «Почему им можно, а мне нельзя? Ведь так поступают все!» Было бы лучше, если бы подобное «соревнование» между людьми проходило не во зле, а в добре, чтобы мы превосходили друг друга в добродетелях.

 Вразумление Божие за отступничество последовало скоро: на Иудею стали нападать соседние государства. Когда союзные цари Израильский Факей и Сирийский Рецин стояли у ворот Иерусалима, в городе воцарились ужас и смятение, как в дубраве, колеблемой сильным ветром (Ис.7:2). Но Всемилостивый Бог не оставил Свой народ, хотя и оскорбивший Его идолопоклонством и грехами, не отказался от него. Вместе с наказанием, Господь через пророка Исаию послал ему утешение и предостережение.

Рождество Христово. 2021 г.

 Встретив, по повелению Божию, царя Ахаза на дороге, святой Исаия сказал ему: «Наблюдай и будь спокоен; не страшись, и да не унывает сердце твое... (Рецин и Факей – эти концы дымящихся головней) умышляют против тебя зло, говоря: “Пойдем на Иудею и возмутим ее, и овладеем ею”... Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется». (см. Ис. 7:4-5) [2] Заметим, что пророк предлагает даже такому человеку, каким был Ахаз, встать на путь внимательной жизни («наблюдай»), чтобы замечать в ней действия Божественного Промысла. Пророк предлагает царю прямо сейчас, не откладывая, пойти по пути самоисправления, ведущему к внутреннему миру. Если же человек мирен, спокоен, и с ним пребывает Господь (ибо «в мире место Его» (Пс. 75:3)), то что могут сделать ему смертные люди, даже и властители? Пророк уподобил их концам догорающих головней, ведь земная жизнь никакого человека не вечна.

 Видя недоверие Ахаза к его словам, святой Исаия предложил ему попросить у Бога знамение «или в глубине, или на высоте». На это Ахаз, смущаясь, скрывая неверие и понимая свое недостоинство, возразил: «Не буду просить и не буду искушать Господа». Тогда пророк, укорив царя за неверие, указывает как на знамение на грядущее чудесное рождение Спасителя от Девы. Предсказав скорое удаление Рецина и Факея, святой Исайя говорит о грядущем, более ужасном нашествии ассирийцев, но утешает: «Слушайте же дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Еммануил» (Ис. 7:13-14). Это чудесное Имя и означает «С нами Бог». Далее св. Исайя пророчески восклицает: «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покаряйтеся!» (Ис. 8:9) Он говорит, что единственная Сила, которой покоряется всё – это Сила Божия.

 Можно было бы задать вопрос: как же Бог может быть с народом, если народ, в большинстве своем, отступил от Него? Конечно же, пророк говорил о будущем, но слова «С нами Бог» можно отнести и к жизни каждого человека, как в давние времена, так, в еще большей степени, и в новозаветное время.  

 Бог как Любящий Отец присутствует в нашей жизни. Святитель Феофан Затворник говорит о том, что вокруг нас текут реки Божественной благодати, но человеку благодать дается по мере его открытости по отношению к Богу, по мере веры, любви, стремления исправить жизнь, принятия Божественной воли. Святитель Феофан приводит такой пример. У людей разный объем легких: чьи-то легкие вмещают больше воздуха, чьи-то меньше. Так же происходит и в духовной жизни [3].

 Нет человека, совершенно неспособного к духовному восприятию, у каждого своя духовная мера. Чем крепче вера и больше преданность воле Божией, тем больше душа может вместить благодати. Даже во времена Ветхого Завета, когда благодать Святого Духа еще не действовала в мире так широко и полно, внимавшие словам пророка люди ощущали силу и благодать в его словах. «Седящии во тьме и сени смертной» (Ис. 9:1-2) чувствовали и понимали, что «близ Господь всем призывающим Его» (Пс. 144:18), и ожидали Грядущего Спасителя.

 А теперь перенесемся мысленно в Вифлеем, где было многолюдно и производилась перепись населения. Святые странники – Пресвятая Дева и Иосиф Обручник, пришли в город, но для них не нашлось жилья!  Если даже не говорить ни о чем духовном, то к Деве, «приближающейся родити» [4], и немощному старцу хотя бы кто-то должен был проявить сочувствие. Но таковых не нашлось: в суете и многолюдстве никто не ощутил необычности и духовности происходящего. Так, к сожалению, бывает и с нами, зачастую не видящими Христа в наших ближних.

 Несомненно, что Пресвятая Дева оказалась в вертепе по Промыслу Божию, но это не извиняет черствости и огрубелости человеческих сердец. Ночью, в пещере для загона скота, в холоде и одиночестве, Дева безболезненно рождает Богомладенца. В то время, когда практически весь мир спал, свершилось величайшее, преславное таинство – чудо из чудес.

 Немногие участники события перечислены в кондаке Рождества Христова.  Это Дева, рождающая Пресущественного; земля, принесшая Неприступному вертеп; Ангелы, возвестившие о Рождестве Христовом пастухам; пришедшие поклониться Богомладенцу пастухи; волхвы, еще не достигшие конечной цели путешествия, но духом переживавшие Рождество; и, наконец, звезда – удивительная Небесная сила, приведшая персидских царей-звездословцев ко Христу. Но вспомним, какими торжественными словами завершается кондак: «Нас бо ради родися Отроча Младо – Превечный Бог».

 Всеведущий Бог знает все и с любовью идет к тем, ради кого родился – ко всем нам. Он любит всех – и спящих, и пробуждающихся, и бодрствующих людей, потому что все они – Его чада. Господь верит в человека, в достоинство его бессмертной души, которая имеет возможность пробудиться от земного сна, покаяться и избрать Бога и Его Царствие. А пока Он пришел в смирении, в тишине и безвестности и, по слову пророка, «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» (Ис. 42:3; Мф. 12:20). Придем же и поклонимся Ему в Рождественскую ночь, чтобы принести в дар веру и любовь, покаяние и благодарность! 

 Будем также вспоминать слова духовника нашей обители протоиерея Бориса: «Сестры, скоро праздник. Будьте внимательны, не принимайте греховных помыслов, меньше говорите. Старайтесь не раздражаться ни на кого, сдерживайте себя, не отвечайте на обидное слово, чтобы от малого уголька не вспыхнул пожар, прощайте обиды. В повседневных делах не увлекайтесь суетой. Внимайте церковной службе, которая подготавливает нас к празднуемому событию, молитесь внимательно в келье, думайте и делайте доброе и благословенное, ибо “сеяй о благословении о благословении и пожнет” (2 Кор. 9:6), храните внутренний мир». Батюшка предупреждал нас, что в дни праздничные трезвение необходимо нам даже более, чем в обыденной жизни.

 События церковных праздников имеют вневременное значение и происходят в вечности. Мы не просто воспоминаем их, а каждый раз переживаем. И Церковь призывает нас готовиться к праздникам, потому что это приготовление нужно именно для нас. Когда мы готовимся – покаянием, молитвой, трудом над собой, стремлением угодить Богу и порадовать ближних, делами любви, Господь дарует нам благодать, и отверстый Им Эдем открывается и для нас, вернее, наши сердца раскрываются для Царствия Божьего.

 Бог всегда желает быть с нами. Будем же и мы с Ним на земле, чтобы пребывать с нашим Господом и в вечности!

Игумения Викторина (Перминова)

5 января 2022 г.

 

Примечания:

[1] Беседы на Евангелие: в 2 томах, [перевод с сербского] / святитель Николай Сербский (Велимирович). – М.: Ника, 2018. / Кн. 1.

[2] По житию св. пророка Исайи в изложении св. Димитрия Ростовского. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней Св. Димитрия Ростовского: С доп., объясн. примеч. и изображениями св. - Репр. изд. - Печенга (Мурман. обл.): Трифонов Печенг. монастырь ; М. : Кн. дело, 2003.

[3] Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия: краткие поучения; день 185; неделя 7-я по Пятидесятнице./ свт. Феофан Затворник. - Изд. 4-е. - Москва: Правило веры, 2009.

[4] Богородичен на стиховне в Неделю святых отец: «Се время приближися спасения нашего…» Минея. Мес. Декабрь.