В ясные морозные дни перед праздником Рождества Христова на подворье очень красиво. Блестит и искрится на солнце снег, белеют заснеженные просторы вокруг, деревья покрыты инеем, небо ясно и безоблачно, и в центре этого прекрасного пейзажа возвышается храм со стройной белой колокольней, издалека виден святой крест. Все творение стремится встретить Христа Рождающегося и принести ему свои дары.
"Что Тебе принесем, Христе, яко явился eси на земли яко Человек нас ради? - воспевает Святая Церковь. - Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо; земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас".
Святитель Григорий Богослов восклицает: "Христос рождается: славьте! Христос с Небес: выходите навстречу! Христос на земле: возноситесь! Воспойте Господу, вся земля (Пс. 95:1)! И скажу обоим в совокупности: Да возвеселятся небеса и да радуется земля (Пс. 95:11) ради Небесного и потом Земного! Христос во плоти; с трепетом и радостью возвеселитесь: с трепетом – по причине греха, с радостью – по причине надежды" Святитель говорит о том, что Христос может родиться в человеческом сердце, и каждому дана возможность встретить Его. Именно его слова святые песнотворцы позаимствовали для ирмосов службы Рождеству Христову.
Мысли святителя Григория продолжают другие Отцы Церкви, в том числе святитель Прокл, патриарх Константинопольский, ученик святого Иоанна Златоуста:
"Приидите, да увидим незримый путь плывущего Корабля, Который погрузил в пучину древнего злоумышленника, и извлек из глубины первосозданного человека, и Которого и вход неизъясним, и исход непостижим. Приидите, да видим мысленного змия, удаляющегося от дщери Евиной с рукописанием преступления Адамова. Приидите, да узрим свет Божества, явившегося из утробы, как с востока, и изливающего благодатные лучи.
Спешите сюда, жены: ибо Жена искореняет древо смерти, рождая Плод Жизни. Спешите, девы: ибо Родившийся от Девы прославляет нетление девства. Спешите, матери: ибо Матерь и Дева восставляет падшую праматерь. Спешите, дщери: ибо Дщерь послушанием Своим исправляет грех преслушания прародительницы. Спешите, отцы: ибо к вам, на конец времен, снисшел Сын из недр Отчих и Отец Будущего века. Спешите, младенцы: вас зовет Младенец, повиваемый в яслях. Спешите, пастыри: к вам исходит Пастырь из смиренного жилища. Он кроток, как агнец: против Него устремится волк с разверстыми челюстями, заскрежещет на Него зубами своими; однако не возможет поглотить непорочной плоти Его, ибо плоть Его не увидит истления (ср. Пс. 15:10; Деян. 2:31). Агнец поразит волка, заставит кровожадного зверя изрыгнуть из чрева своего всех, содержимых им от начала мира, и изведет их из глубины ада, как Иону из чрева китова (Иона 2:11).
Стекайтесь, цари: ибо Царь Славы облекается пеленами, как багряницей. Стекайтесь, князья: ибо Князь мира (Ис. 9:6), уготовив Себе в девственном горниле оружие плоти и закрепив оное неистленным Божеством, умертвил враждебного дьявола. Стекайтесь, властелины: ибо властелина земного сменил Властелин Небесный, у Которого благолепная колесница – Пресвятая Дева Мария, торжественное облачение – безсемейная плоть, драгоценные камни – жизни святых, жемчуга неоценимые – многоценные предсказания пророков. Он не золото расточает, влекущее к невоздержанию, но изливает Свое милосердие, приобретающее нам спасение. Стекайтесь, граждане: ибо Судия живых и мертвых принял образ простого человека, облекся в одежду плоти человеческой, дабы уловить хищного дьявола, скрывающегося в дубравах душ, и снять с него всеоружие".
"Итак, возрадуемся, братья, что и мы удостоились воздать воздаяние Господу за все, что Он воздал нам, - призывает преподобный Феодор Студит. - Какое же это воздаяние? Крестоносная жизнь [монахов], которую мы избрали, и исповедание, в котором мы стоим и хвалимся надеждою славы Божией (Рим. 5:2), что, безспорно, есть свидетельство. И таким образом нам должно праздновать не один день, но в течение целой жизни. Те же, которые управляются плотью и находятся в плену у страстей, не могут ни праздновать, хотя кажутся празднующими, ни быть свободными, будучи рабами страстей, проданными греху. Поэтому и написано: всякий, делающий греху есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно (Ин. 8:34–35). Так как и мы удостоились быть названными сынами по благодати, то пребудем в доме вечно (ср. Ин. 8:35), если только начатую жизнь твердо сохраним до конца (Евр. 3:14).
Поэтому, укрепляемые Духом Святым, будем держаться нашего подвижнического состояния и будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам (Евр. 10:24), в послушании, в смирении, в кротости, во всех других прекрасных стремлениях, не уклоняясь от своего намерения, но возбуждаясь все более и более, и тем больше, чем более приближающимся видим тот день. Ибо приближается день Господень, великий и славный (Деян. 2:20), когда открыто явится Судья всех и узрят Его в той славе, в какой видели Его апостолы в Божественном Преображении, взвешивая и судя всякую мысль и воздавая каждому по делам его. Да узрим Его и мы, со всеми святыми, милостиво взирающим на нас и принимающим в Царство Небесное благодатью, милосердием и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, ибо Ему подобает слава, честь и поклонение с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков".
Да поможет и нам Господь встретить Его, в вертепе Рождающегося!
2 января 2023 г.
Фотогалерея:











































