Краткие мысли на Новый год и Рождество Христово. Беседа игумении Викторины (Перминовой)

 Апостол призывает нас «обновиться духом ума … и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:23-24). И в этом заключается смысл наших праздников и будней, и всей нашей жизни.

01_01_14_16 

 «Высшая сторона человеческого естества называется то умом, то духом, – пишет святитель Феофан Затворник. – Здесь соединены оба названия вместе: духом ума, то есть духом — умною силою вашею. Создан человек так, чтобы духом, или умом, жить в Боге. Если б он не отпадал от Бога, то жил бы все в Боге духом своим. Бог давал бы силу духу его властвовать над всеми силами души и тела и править всеми их потребностями. Но когда отпал человек от Бога, дух его силу потерял, и над ним стали властвовать душевные и телесные силы, расплодив и множество страстей похотных. … Очевидно, под обновлением духом ума он указывает восстановление духа нашего в его правах по созданию, высвобождение его из-под ига страстей и возвращение ему власти над всеми силами человеческого естества, под тем условием, что сам он теперь в Господе Иисусе Христе воссоединяется с Богом».

  Из слов святителя Феофана мы можем заключить, что обновление духа происходит по мере освобождения человека от мучительства страстей и соединения с Богом. Именно такого обновления жаждет человек, и поэтому никакие перемены и новшества на земле не в силах удовлетворить высокие потребности его духа.

  Высвобождение из-под ига страстей, конечно же, не происходит безболезненно. Но когда у человека на первом месте – Бог, и когда он возлагает на Господа свою надежду, все остальное в его жизни обретает свое место и смысл. В связи с этими размышлениями вспоминается подвиг трех отроков в печи вавилонской, память которых Церковь празднует Рождественским постом, на пути к светлому празднику Рождества Христова.

  Духовник нашей обители протоиерей Борис Николаев так рассказывал о святых отроках: «Когда царь призвал святых и велел поклониться истукану, то они, при виде страшной раскаленной печи, с полной верой Господу и упованием на Него, ответили: «Бог, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит». Посмотрите же, до чего простиралось их доверие Богу, и как они принимали волю Божию! Отроки продолжили свою речь удивительными словами: «Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся». Когда их бросили в печь, то они исповедали, что Бог праведно поступил с ними и всем плененным народом, и что они терпят бедствия за грехи, и стали благодарить и славословить Бога. И Господь спас праведников. Священное Писание дает нам образ. Истуканами и идолами для нас являемся мы сами и наши страсти. Лучше страдать в борьбе с ними, хотя бы наши страдания были подобны раскаленной печи, чем мучиться от них здесь и в Вечности. Бог силен подать нам прохладу и угасить пламень, но сделает это в то время, когда нам будет полезно. Мы же не должны ослабевать и впадать в уныние, но продолжать нашу борьбу с верой и надеждой на Господа».

01_01_17_16 

 Почему отроки смогли пережить это испытание? Главным в жизни для них был Бог и Его заповеди. Как и праотец Авраам, они жили и ходили перед Господом, любили Его, имели страх Божий – боязнь оскорбить Бога, разлучиться с Ним. И поэтому их не устрашила горящая печь, и вышли они из нее обновленными, победив не только мучителя и пламя, но самих себя, что гораздо труднее. Они смогли победить, потому что с ними в печи был Господь.

  …Ради нашего обновления Бог сошел на землю и воплотился. Он сошел к нам, чтобы Своими страданиями угасить печь наших страстей, умертвить ад Крестом и смертью, и Своим Воскресением просветить и обновить нас. Что требуется от нас, чтобы встретить Спасителя? «Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли яко Человек нас ради?» Как говорил наш приснопамятный духовник отец Борис, приводя слова любимого им святителя Иоанна Златоуста, две трети в деле спасения – Божии, а одну треть должен приложить сам человек.

 Принесем же Господу наше усердие, пусть в малом, нашу молитву, пусть и немощную, наш труд, пусть и несовершенный! Принесем нашу борьбу и искреннее, деятельное покаяние. Сделаем это от души, с любовью и усердием. И тогда новый год станет для нас действительно новым, «летом Господним благоприятным», и Богомладенец-Христос поможет нам прийти к Рождественскому вертепу и поклониться Ему.

Игумения Викторина (Перминова)

/статья из архива нашего сайта/