На подворье нашей обители совершено воскресное богослужение

26 ноября 2023 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице и день памяти святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, на подворье нашей обители состоялось воскресное богослужение, которое совершил священнослужитель монастыря протоиерей Серафим Хайруллин. В храме молились трудящиеся на подворье сестры и наши прихожане.

 По завершении Божественной Литургии, протоиерей Серафим поздравил молящихся с воскресным днем и празднованием памяти святителя Иоанна Златоуста, пожелал, его святыми молитвами крепости веры и исправления жизни, и в своем слове сказал: 

 "Сегодняшнее Евангельское чтение нам хорошо известно - это притча Спасителя о милосердном самарянине. Вопросы книжника Христу о наибольшей заповеди и том, кто есть ближний для человека, были неискренними, в них прозвучали гордость и самооправдание. Поэтому Спаситель как Истинный Учитель предлагает книжнику самому ответить себе на этот вопрос, и делает все для того, чтобы этот ответ был честным. 

 Действительно, в то время законники и книжники обсуждали такой вопрос, кого же считать ближним - единоплеменника, единоверца, родственника или всякого человека? В этом вопросе скрываются корысть и эгоизм: значит, по отношению к кому-то нужно и выгодно исполнять заповеди, а кого-то можно оставить без внимания? Но человек, который так рассуждает, многого себя лишает, и он не сможет достичь истинной любви. Любовь не ищет выгоды, она бескорыстна: она откликается на человеческое страдание и побуждает помочь страдающему. Она, как и вера, мертва без дел, но сама она не столько деятельность (ибо действовать можно и из тщеславия или корысти), сколько состояние души, и именно из этого состояния происходят истинно добрые дела.

 Если мы не имеем любви, это не значит, что мы не должны делать добро. Преподобный Амвросий Оптинский в своих письмах говорит о том, что стяжать любовь можно, делая дела любви, и постепенно даже самое черствое сердце будет умягчаться.

 Господь рассказывает эту притчу о милосердном самарянине, потому что, по понятиям законников и фарисеев, самарянин вообще не был ближним для иудея. Однако этот добрый человек спас ему жизнь тогда, когда соплеменники (причем те, которые должны быть самыми благочестивыми и исполнять все  заповеди) прошли мимо.  Неважно, какими были мотивы поступка священника и левита: может быть, они спешили на службу, боялись прикоснуться к мертвому телу, что делало их по закону нечистыми и лишало возможности служить,  а может быть, опасались за свою жизнь, так как разбойники могли быть близко. Причины их отказа помочь Спаситель никак не обозначил, осуждать их не стал, а сосредоточил наше внимание на поступке самарянина. Этот человек поступил по зову сердца, просто пожалел страдающего и сделал все возможное, чтобы ему помочь.

 Законник спрашивает, кто для него ближний, а по ответу Господа может показаться, что Он отвечает как бы не совсем логично. Но Господь смотрит на сердце и желает принести духовную пользу слушающим, и спасти всех нас. Очень трудно подвигнуть нас на добро и сострадание, потому что в нас мало любви, и мы бываем нечутки к страданиям другого человека. Осуждая ближних, мы решаем, кто достоин нашей любви и внимания, а кто нет. И зачастую Господь меняет местами нас и тех, кто нуждается в нашей помощи. Он говорит: «А ты сам встань на место  пострадавшего и скажи, кто твой ближний?» И когда мы испытываем нужду в других, тогда начинаем понимать, какое значение имеет заповедь о любви к ближнему как к самому себе.

 Часто именно поэтому Господь дает нам пройти через различные скорби и немощи, чтобы мы начали смиряться и помогать другим. И тогда мы понимаем, что любить нужно не словом и языком, а делом и истиной (1 Ин. 3, 18), как говорит апостол и Евангелист Иоанн Богослов и к чему призывал ныне празднуемый святитель Иоанн Златоуст. А оказывая помощь другим, мы оказываем ее Самому Христу.

 Господь сказал эту притчу и про Самого Себя. Он Сам – тот Милосердный Самарянин, Который пожалел людей, отпавших от  небесного достоинства и попавших в плен своих страстей.  Господь исцеляет наши раны и язвы греховные, изливая Божественные милость и любовь, образом которых и являются в притче масло и вино. Он промышляет  и заботится о нас, чтобы не случилось с нами чего худшего. Говоря «иди и ты твори так же", Христос призывает слушающих к Богоподобию и единству в Боге, чтобы каждый из нас, уподобляясь Ему в любви, был ближним для окружающих и своей жизнью вел их к Богу".

26 ноября 2023 г.