Первое и второе обретение честной главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Пророк и Предтеча Иоанн родился в древнем иудейском городе Хевроне. Его жизнь и служение были предсказаны пророками задолго до его рождения. С V века до Р.Х. в Иудее не появлялось больше пророков, и народ ожидал, согласно прежде бывшим предсказаниям, провозвестника пришествия Спасителя, который был бы подобен пророку Илии, или же самого Илию. Ожидаемым провозвестником и был святой Иоанн. Пророк и Предтеча Иоанн родился в древнем иудейском городе Хевроне. Его жизнь и служение были предсказаны пророками задолго до его рождения.

 С V века до Р.Х. в Иудее не появлялось больше пророков, и народ ожидал, согласно прежде бывшим предсказаниям, провозвестника пришествия Спасителя, который был бы подобен пророку Илии, или же самого Илию. Ожидаемым провозвестником и был святой Иоанн. Он должен был выйти на общественное служение прежде Христа Спасителя, предшествуя, предтекая Ему (отсюда и именование «Предтеча»), чтобы подготовить людей к встрече с Воплотившимся Господом и указать им на Него.

 В своей проповеди святой Предтеча призывал народ: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»1. Откликаясь на призыв Предтечи, многие приходили к нему с покаянием, и он крестил приходящих в Иордане, говоря им: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня <…> Он будет крестить вас Духом Святым и огнем»2. Когда Господь Иисус Христос пришел на Иордан креститься, Предтеча указал на него людям как на Спасителя мира. Он удерживал Господа Иисуса от Крещения, в котором Христос не имел нужды, но Господь повелел исполнить «всякую правду».

  Во время Крещения Господа Иоанн возложил свою десницу3 на главу Спасителя. Когда же Спаситель выходил из вод иорданских, отверзлись Небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, сходившего на Христа в образе голубя. С Небес же послышался голос Бога Отца, свидетельствовавший о Иисусе Христе: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение»4. Сам Господь Иисус Христос отзывался о Предтече как о человеке, который «больше пророка»5 (более чем пророк), и говорил, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя»6.

 Св. Иоанн Предтеча неоднократно обличал царя Ирода за то, что он оставил законную супругу и взял себе жену своего брата Филиппа Иродиаду. Иродиада гневалась на Иоанна за обличения и добилась от царя заключения Пророка в темницу. Однако и в узах не умолкало правдивое слово Пророка. Тогда Иродиада хитростью погубила Предтечу. Ослепленная злобой и грехом женщина не понимала, что у Бога нет ничего невозможного и Его праведный суд так или иначе совершится. Вскоре Ирод был лишен царства и отправлен в изгнание вместе с Иродиадой и ее дочерью, где они плачевно окончили дни. Жена царского домоправителя по имени Иоанна тайно взяла и спрятала в своем доме главу Предтечи.

 Впоследствии на протяжении веков Господь руками разных людей и Своим непостижимым Промыслом сохранял главу Крестителя от поругания и являл ее верующим людям. А тело Предтечи было взято и погребено его учениками.

 Память святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна празднуется: 24 июня / 7 июля – в день его рождества (рождения); 29 августа / 11 сентября – в день усекновения (отсечения) главы Предтечи; 24 февраля / 8 марта и 25 мая / 7 июня – в дни памяти обретения честно`й главы Крестителя.

 Первое и второе обретение главы Предтечи Господня совершились следующим образом. После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука – Лк. 8, 3), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской – в одном из поместий Ирода. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.

 В дни равноапостольного царя Константина Великого (+ 337, память 21 мая), когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь.

 Тре­тье об­ре­те­ние чест­ной гла­вы свя­то­го Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на бы­ло око­ло 850 го­да. Во вре­мя вол­не­ний в Кон­стан­ти­но­по­ле в свя­зи с ссыл­кой свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста, гла­ва свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи бы­ла уне­се­на в го­род Еме­су. От­ту­да во вре­мя на­бе­гов са­ра­цин она бы­ла пе­ре­не­се­на (око­ло 810–820 гг.) в Ко­ма­ны и там в пе­ри­од ико­но­бор­че­ских го­не­ний бы­ла скры­та в зем­ле. Ко­гда ико­но­по­чи­та­ние бы­ло вос­ста­нов­ле­но, пат­ри­ар­ху Иг­на­тию (847–857) во вре­мя ноч­ной мо­лит­вы бы­ло ука­за­но в ви­де­нии ме­сто, где скры­та гла­ва свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи. Пер­во­свя­ти­тель со­об­щил об этом им­пе­ра­то­ру, ко­то­рый по­слал по­соль­ство в Ко­ма­ны, и там гла­ва бы­ла в тре­тий раз об­ре­те­на, в ука­зан­ном пат­ри­ар­хом ме­сте, око­ло 850 го­да. Поз­же гла­ва вновь бы­ла пе­ре­не­се­на в Кон­стан­ти­но­поль и здесь 25 мая по­ло­же­на в при­двор­ной церк­ви, часть свя­той гла­вы на­хо­дит­ся на Афоне. 

1. Мф. 3, 2.

2. Мф. 3, 11.

3. Десница – правая рука – Иоанна Предтечи, сохранившаяся до наших дней и находящаяся сейчас в одном из монастырей Черногории, является великой христианской святыней.

4. Событие Крещения Господа Иисуса Христа празднуется в Церкви и именуется Крещением Господним, или Богоявлением. Бог Троица явился тогда на Иордане: Воплотившийся Бог Сын крестился в водах иорданских, Бог Отец свидетельствовал о Нём как о Своём возлюбленном Сыне, Бог Дух Святой сошёл на Него в виде голубя (Мф. 3, 16– 17).

5. Мф. 11, 9. 6. Мф. 11, 11. 7. Ирод Антипа правил в одной из частей Палестины – Галилее и являлся сыном другого Ирода, Великого ( царя, который в своё время приказал убить младенцев в Вифлееме и его окрестностях и разыскивал Иоанна).

6. Мф. 11, 11.