Второй день Великого поста. «Начне́м, лю́дие, непоро́чный пост, и́же есть душа́м спасе́ние»

В обители и на ее подворье так же, как и вчера, состоялись уставные великопостные богослужения. Труд поста нелегок, но Господь помогает его понести, ведь этот труд совершается из любви к Богу и ради спасения души. 

 

 Во вторник первой седмицы Церковь продолжает вести нас по пути поста, обращая внимание на то, каким должен быть непорочный и спасительный пост: верующие призываются "поработать Господеви со страхом" - подъять труд поста с боязнью чем-либо  оскорбить Господа, а также "помазать главу" елеем милости к ближним и доброделания. Неосуждение, прощение, молитва за ближних также являются проявлением духовной милости. 

 Отцы-песнотворцы призывают и к тому, чтобы "умыть лица водою чистоты": для этого нужно внимательно следить за собой, трезвиться и бодрствовать. Также они призывают отложить многопопечительность, хотя бы на дни поста, и молиться о самом главном - об оставлении грехов.  Такая стихира предлагается вниманию молящихся на стиховне  этого дня. 

 

Суточный богослужебный круг увенчала вторая часть Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского. 

"Тот, перед Кем трепещет всякая тварь небесных, земных и преисподних, содержимых под властью диавола, Кто дал нам власть попирать диавола, Тот благоволил сорок дней и сорок ночей продолжать пост и потом быть искушенным от диавола. Имел ли в посте нужду Бесстрастный? Упокоению всех труждающихся должно ли было утруждаться? Для чего жаждал многообильный Источник, претворивший воду в вино, источающий реки живых вод из чрева верующих в Него? Конечно, Он хочет этим показать нам пример и образец жития, чтобы, упражняясь в том же, мы избавились от злокозненности диавола и достигли вечного Царства Христова", - объясняет цель поста преподобный Ефрем Сирин.

"Некоторые огорчаются, видя трудность закона о посте, и закрывают глаза на проистекающую от него пользу. Не знаешь разве, что и львы в яме научены были поститься и не тронули Даниила? Если уже львы оказались послушными повелению и не обнаружили своей природной кровожадности, были как бы знакомыми, а не нападали, как чужие, то не постараемся ли и мы пользоваться постом?" - рассуждает святитель Иоанн Златоуст.

"Какие добродетели ни утвердишь ты на основании поста, все они будут непоколебимы и непотрясаемы, как утвержденные на твердом камне, - советует преподобный Симеон Новый Богослов. - А когда примешь это основание, т. е. пост, и на место его положишь насыщение чрева и другие неуместные пожелания, тогда все добродетели будут потрясены и разнесены от худых помыслов и от потока страстей, как песок разносится ветром, и все здание добродетели рушится. Итак, чтобы не случилось этого и с нами, будем с радостию стоять на твердом основании поста, будем стоять, добрые братия мои, будем стоять со вcем нашим желанием".

Да поможет всем нам Господь на пути Святой Четыредесятницы!