В нашей обители и на ее подворье встретили Великий пост. В понедельник 1-й седмицы и день памяти святого равноапостольного Кирилла - просветителя славян, в домовом храме монастырского подворья так же, как и в монастыре, состоялось первое уставное богослужение великопостного периода. По постовому чину, с присущими ему особенностями и пением, совершены полунощница, утреня, часы, изобразительные и вечерня. Также, в завершение, отслужена небольшая лития, традиционно совершаемая в понедельник, вторник и четверг, когда нет Литургии Преждеосвященных Даров.
Продолжительное богослужение с чтением кафисм, паремий, пением стихир из Постной Триоди и тропарей на часах, стихословием и чтением канона святому и постового трипеснца и многими другими особенностями предоставляет возможность потрудиться в молитве, открыть для себя глубину мыслей и понятий святых Отцов, проникнуться покаянным настроем и доверием Богу, которые имели подвижники.
"Сила молитвы всегда велика, но если молитва соединяется с постом, то делает душу еще более сильною," - свидетельствует святитель Иоанн Златоуст.
"Возлюбим воздержание во всей полноте его, утруждая подвигом наше тело, и умертвим его для страстей, чтобы приобрести мужественное сердце против врагов наших," - говорит преподобный Авва Исайя.
"Как неразумный земледелец, если он со многими издержками обработал свое поле и оставил его незасеянным, потрудился в убыток себе; так и мы, если, поработив тело свое большим вниманием к себе, не будем сеять семена молитвы, то выйдет, что мы потрудились против самих себя. Но, может быть, кто-нибудь скажет: если в молитве заключается главное дело правды, то какая надобность в посте? Всячески большая: ибо как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет терновники; так и мы, если будем сеять семя молитвы, не утрудив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха. Ибо тело это из той же земли, и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды", - объясняет преподобный Марк Подвижник.
"Итак, братие, соединимся все ныне в искреннем желании своего спасения; вступим каждый в святое поприще покаяния так, как бы оно отверзалось перед ним в первый и последний раз, призывает святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. - И оно точно будет для нас первым и последним, коль скоро мы в продолжение его изменимся совершенно и оставим навсегда нашу греховную жизнь. Ибо, сколько бы кто прежде не каялся, но если не исцелился доселе душою, то он исцелится теперь в первый раз. А кто получит здравие, тому, если не потеряет его, не нужно будет получать его в другой раз, а только хранить и укреплять его.
Господи и Владыко живота нашего! Врачу душ и телес наших! Ты, Который снова отверз пред нами недостойными дверь покаяния! Сам изведи нас всемощной десницей Твоей из Египта духовного рабства и введи в пустыню святого поста! Что бы ни ожидало нас в сей пустыне, мы предаем Тебе души и сердца наши: руководи нас столпом облачным, или огненным, питай манною, или напаяй меррою; токмо введи нас в Ханаан небесной чистоты и Богоподобия!"
Да поможет и нам Господь положить начало великопостным трудам и пройти поприще покаяния, чтобы встретить Светлую Пасху Христову!
27 февраля 2023 г.
Цитаты приводятся по источникам: https://svyatye.com/otcy/O-poste/1.html
https://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Hersonskij/
Фотогалерея: