На подворье обители установилась ясная погода. После снегопада ударили февральские морозы: снег, искрящийся на солнце, синева неба, заснеженные деревья - настоящая зима. Но, в то же время, чувствуется приближение весны и Великого поста. Вчера вечером впервые в этом году читалась молитва преподобного Ефрема Сирина и делались первые предваряющие пост земные поклоны. Святая Церковь готовит нас к великопостному подвигу.
Молитва преподобного Ефрема Сирина вкратце отражает всю христианскую жизнь, все главные делания подвизающегося, стремящегося уклониться от зла и сотворить благо. Для этого подвижник призван, с Божией помощью, хранить себя от духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия, взращивая и преумножая дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви, то есть дух Христов. При нужно стремиться познавать себя и просить Бога даровать видеть свои согрешения, и, что очень важно, никого не осуждать.
В своем завещании детям и внукам преподобноисповедник Сергий Правдолюбов пишет: "Если есть у тебя грешная привычка судить и осуждать ближнего, то вот, настал Великий пост – положи же доброе начало, брось эту привычку. А если по немощи забудешься, осудишь кого, то дай себе правило положить в тот день три земных поклона с такой молитвой: «Спаси, Господи, и помилуй, такого-то (кого осудил) и его молитвами помилуй мя, грешного». И так делай всегда, когда кого осудишь. Если исполнишь это, Господь увидит твое усердие и избавит тебя навсегда от этой греховной привычки. А если ты не будешь осуждать никого, то и Бог тебя никогда не осудит – вот ты и получишь спасение.
Точно так поступай и во всем другом. Посетила сердце мысль нецеломудренная? Положи три поклона со словами: «Господи, прости меня, блудного», и блудным себя считай. Ведь Господь и нецеломудренный взор вменяет в блуд (Мф 5:27–28). Обманул кого-нибудь? Иди и повинись пред ним, признайся в своем обмане и проси прощения. Присвоил чужое? Иди и возврати ему, а если это невозможно, вдвое отдай нищему. Обидел кого? Иди и примирись... Дух гордости будет нашептывать: «Как это можно? Стыдно! Что обо мне люди подумают?» Отвечай ему: «Бога не обманешь, Он все видит и знает. Не стыдился грешить – не буду стыдиться и каяться. Помоги мне, Господи!»
А, помилуй Бог, в больший какой грех впадешь, то принеси Богу особое покаяние, исповедуй твой грех отцу духовному, по возможности немедленно; проси, как милости, у него эпитимии и неси ее благодушно, с великой радостью, зная, что в этом твое спасение: ты и раскаялся, и хочешь сотворить плод достойный покаяния. Непременно начни поступать так и молись постоянно: «Господи Боже наш! Аще и ничтоже благое сотворих пред Тобою, даждь ми отныне положити начало благое».
Трудно это? Да, очень трудно!
Когда Апостолу Павлу приходилось видеть, как ученики его борются с грехом, он говорил им: «Вы еще не до крови сражались» (Евр 12:4). Бороться с грехом нужно, оказывается, до крови. Вот какой напряженной должна быть эта борьба. И вообще, быть достойным на земле звания христианина сопряжено с большими трудностями, скорбями, подвигом. «Подвизайтеся внити сквозе тесная врата» (Лк 13:24), – говорил Христос. И в другой раз сказал: «Внидите узкими враты» (Мф 7:13).
Христос заповедует нам жизнь строгую, подвижническую, указывает врата на Небе узкие и тесные, путь ко спасению трудный, прискорбный. «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал 5:24), – говорит Апостол Павел. «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет» (Мк 8:34), – говорит и Сам Господь наш Иисус Христос. Он и Сам в жизни Своей шел крестным путем и смерть принял крестную. Видите, и у Него путь узкий, тесный, страдальческий, крестный. Пострадал Он за нас и «нам оставил образ, да последуем стопам Его» (1Пет 2:21)".
"Если кто постится или по тщеславию, или думая в себе, что он совершает добродетель, такой постится неразумно, и потому начинает после укорять брата своего, почитая себя чем-то великим; и оказывается, что он не только положил один камень и снял два из добродетелей, но и находится в опасности разрушить всю стену через осуждение ближнего. А кто разумно постится, тот не думает, что он совершает добродетель, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника, но думает, что через воздержание приобретет целомудрие, а посредством этого придет в смирение, как говорят отцы: «Путь к смирению есть труды телесные, совершаемые разумно»", - рассуждает преподобный авва Дорофей.
"Хорош пост, если при нем сохраняется настроение духа — мирное, кроткое, благостное, благопослушное, смиренное, сострадательное и всякое другое доброе расположение," - говорит преподобный Феодор Студит.
Да поможет всем нам Господь подготовиться к прохождению великопостного поприща!
22 февраля 2023 г.
Цитаты приводятся по источникам: https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdoljubov/moim-detjam-i-vnukam/
https://svyatye.com/otcy/O-poste/1.html
Фотогалерея: