Праздник единства в Боге. Проповедь в день Крещения Господня

19 января 2022 года, в праздник Крещения Господня, на подворье нашей обители состоялись Литургия свт. Иоанна Златоуста и чин Великого освящения воды, которые совершил священнослужитель монастыря иерей Роман Чистяков.  По завершении богослужений отец Роман поздравил молящихся с двунадесятым праздником и обратился к ним с проповедью.

 Второе название сегодняшнего праздника Крещения Господня – Богоявление. Вы, наверное, знаете, что до V века Крещение Господне отдельно не праздновалось. Празднования Рождества и Крещения Спасителя совершались одновременно, и общее название этого праздника было Феофания (Θεοφάνια) – Богоявление. Смысл праздника заключался в том, что Бог явился на земле, чтобы спасти и очистить человека.

 Впоследствии, в связи с историческими и литургическими процессами, единый праздник стал иметь в себе две части – Рождество и Крещение Господне. Поэтому и ход службы этих праздничных дней абсолютно идентичен. Со вниманием молившиеся за богослужениями, конечно же, отметили, что в предпразднство и того, и другого дня читались Царские часы, совершались изобразительные и Вечерня с Литургией святителя Василия Великого. Накануне праздника читается Великое повечерие; в праздник служится Литургия святителя Иоанна Златоуста, и, если происходят уставные изменения, то они сходны.

 Вчера мы говорили о том, какие смыслы можем видеть в сегодняшнем дне. Смыслов очень много, и все они имеют конкретное значение и применение в жизни каждого человека. Ежедневно в Церкви празднуется какое-либо священное событие или память святых, поэтому каждый день наполнен глубоким, конкретным и практическим смыслом. Это не просто «красный день календаря», который можно как-то отметить, но событие, имеющее свое практическое назначение. Итак, вчера мы говорили о том, что один из смыслов праздника Богоявления – это наша вера в действие Духа Божьего в жизни каждого человека. Дух Святой, подобно огню, очищает и испепеляет в человеческом сердце и навыках все ненужное, греховное, все то, что мешает человеку войти в Царствие Божие. Сегодня хотелось бы отметить еще один важный момент.

 Бог явился. Каков наш Бог? Единый Бог Творец – Отец, Сын и Святой Дух, Троица Единосущная и Нераздельная. Это основа нашей веры. Если же мы откроем Ветхий Завет, то не увидим явных свидетельств тому, что наш Бог есть Троица. Ветхозаветное человечество, в силу своего развития, было неспособно до конца и в полной мере понять, что Бог есть Троица. Израильский народ, бывший Богоизбранным, из которого произошла Пречистая Божия Матерь, а впоследствии и Спаситель мира, находился не на небе, а на земле, в окружении языческих народов. Все жившие параллельно с израильтянами народы были язычниками, и, естественно, они не могли не влиять на израильтян. Те, кто знает Священную историю, наверное, помнят, как часто уклонялись израильтяне к языческим обычаям. Но мы не должны никого осуждать. Зачастую, когда мы читаем в Священных Книгах о чьих-то грехопадениях, то думаем, что на их месте мы никогда бы так не сделали. Сделали бы, и, возможно, еще хуже. Очень сложно сохранить верность и чистоту сердца в окружающем мире, не живущем по Духу Божию. Мы испытываем это и сами на себе, только нам легче, чем ветхозаветным людям, потому что у нас есть Христос.

 Политеистическое, т.е. многобожное представление о мире язычников не могло не влиять на израильский народ. И, представьте, если народ, живущий в окружении многобожников, в пантеоне которых числилось по ста или тысяче богов, узнал бы, что Бог – Троица, то что бы он сделал? Он сотворил бы трех богов, потому что человечество в то время еще было не готово и способно к тому, чтобы понять и принять идею Троичности Бога. Поэтому Господь открывал людям только то, что они были готовы воспринять, и для израильтян основанием была вера в Единого Бога.  

 В Новом Завете Бог открывается нам как Троица. Почему Бог – Троица? Одно лицо не может быть Любовью, потому что нет того, кому оно могло бы дарить любовь, а мы помним, что Бог есть Любовь (1 Ин. 4:16).  Как говорят Отцы Церкви, Бог есть Любовь, и Любовь всегда изливающаяся. Было время, когда не было невидимого и видимого мира, и не было человека. Это время находится вне границ нашего понимания и обозрения, для нас это категории несколько сложные, но так было. Мы знаем, что человек не вечен, и мир, который существует, также не вечен, а Вечен только Бог. Значит, было время, когда ничего не было. Если бы Бог не имел Ипостасей, Он не был бы Любовью. Истинная любовь не является принимающей, но всегда изливающейся.  

 Господь Иисус Христос взошел на Крест, потому что это проявление Его любви по отношению к человеку. Дух Святой освящает нас, потому что такова Его любовь к нам. Над Ним ничто не довлеет, не обязывает Его изливаться на нас, на Церковь Христову, это его свободное желание и проявление любви. И Бог Отец создал нас по любви, чтобы и мы также разделили счастье любви.

 В сегодняшнем дне открывается один из первых моментов в истории человечества, когда Господь является человеку как Бог-Троица. Конечно, и в Ветхом Завете мы видим прообразы. Вспомним, как Ангельские силы в книге пророка Исайи пели: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф…» Есть и другие места, которые косвенно указывают на Троичность Бога. Но явил себя Бог как Троица уже в Новом Завете. Во всей Своей полноте Он явил себя в жизни Господа Иисуса Христа и в День Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на Апостолов и на всею Церковь Христову.

 Сегодняшний праздник Богоявления являет нам Божественное Единство. Мы верим в Бога-Троицу, при этом исповедуя Единое Божество. Как звучит наш Догмат, мы веруем в Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа Святого, Троицу Единосущную и Нераздельную. Это самый главный Догмат Православной Церкви. Являясь в мире как Троица, Бог являет Себя и как Единство.

 Какое это имеет практическое значение для нашей жизни? Практический момент заключается в том, что человек на земле не может быть один. Это сказано не только о браке. Человек – существо, созданное Богом для единства по образу и подобию Божию. Образ заключается в свойствах: те свойства, которые есть в Боге, есть и в нас, хоть и в несколько ограниченном виде, т.к. по существу своему мы не боги, а люди. Это такие свойства, как, например, любовь, умение творить, способность давать жизнь, милосердие, кротость и т.д. Наличие всех этих свойств и есть образ Божий в человеке. Подобие же – это потенциальное развитие этих свойств. Иными словами, образ Божий является залогом, который дан Богом даром, а Его подобие – то, кем мы можем стать. Для того нам и дана земная жизнь, чтобы мы достигали Богоподобия.

 Сегодняшний праздник свидетельствует нам об инструменте, который позволяет нам достигать Богоподобия. Таким инструментом является единство. Но какое единство? Единство в Боге. Ведь единство бывает разным. Люди, подверженные страстям, например, алкоголизму, игромании и т.д. также могут быть едиными в своей страсти и ее удовлетворении. Но это единство неполезно для них и к добру не приведет. Как минимум это убитое время, а по большому счету – путь к погибели. Нашим же единством должно быть единство в Боге. Где оно воплощается? Прежде всего, в церковном единстве.

 Все мы разные, но все составляем Церковь – и молодые, и в возрасте, и имеющие много образований, и не имеющие ни одного, и здоровые, и больные. И все мы чаем «движения воды» (Ин. 5:3) – очищающей и исцеляющей Божественной благодати. Мы вместе потому, что Бог – это Тот, Кто объединяет. Желаю, чтобы мы всегда помнили об этом единстве.

 Празднуя Крещение Господне, будем стараться не только набрать впрок Крещенской воды, но и, друг другу уступая, друг другу помогая, «честию друг друга болша творяще» (Рим. 12:10), помнить о нашем единстве во Христе.

Иерей Роман Чистяков

19 января 2022 года

Фотогалерея: