Духовный наставник. Посвящается преподобному Сергию

Преподобный Сергий Радонежский. Настенная роспись храма Казанской иконы Божией Матери

Преподобный Сергий Радонежский. Настенная роспись храма Казанской иконы Божией Матери

Отношения  между духовным наставником и его чадом могут складываться по-разному. Если они складываются правильно, если чадо ищет спасения души и не стремится развить человеческую привязанность, а наставник старается не заслонять собой Христа в жизни чада, то духовное руководство приносит прекрасные плоды.

  В основе правильных духовных отношений полагаются доверие и послушание, носящее таинственный характер. Архимандрит Софроний Сахаров в своей книге «Старец Силуан» так пишет о послушании: «Вера в силу таинства, вера в то, что Господь любит человека и никогда не оставит того, кто отрекся от своей воли и рассуждения ради Имени Его и Его святой воли, делает послушника непоколебимым и бесстрашным. Получив от своего старца заповедь или просто наставление, послушник, в своем стремлении исполнить его, презирает и самую смерть…» [1]

  Эти слова применимы к жизни людей, основавших нашу обитель.  Доверие княгини Марии Ивановны Серпуховской (в схиме – Марфы) духовному наставнику и ее беспрекословное послушание явили всем мужественную и прекрасную душу этой женщины и еще раз засвидетельствовали о святости ее духовника. Им был Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский.

  Вспоминая события из жизни преподобного Сергия, мы можем хотя бы отчасти почувствовать, какой любовью к Богу горела его душа, каким горячим было его стремление во всем исполнить волю Господа. Наставляемый Святым Духом, подвижник поселился в пустынном месте на горе Маковец. Впоследствии, ради пользы приходящих к нему людей, он создал там монастырь. На это была воля Божия. Господь расположил к преподобному Сергию сердца владельцев этих земель князей Серпуховских, которые не только дозволили устроить обитель, но и помогали основанному монастырю. Их духовная связь с обителью Живоначальной Троицы крепла. Молодая княгиня Мария Ивановна стала преданной духовной дочерью преподобного Сергия. Овдовев в 1353 году, в возрасте двадцати трех лет, княгиня посвятила свою дальнейшую жизнь Богу, благу Отечества и воспитанию сына. Нуждаясь в духовном руководстве, она все более доверяла своему наставнику и убеждалась в том, что послушание не только спасительно для ее души, но приносит пользу и радость всем, кто ее окружает.

  Немногое нам известно о Женах-мироносицах. Всего несколько Евангельских строк и то малое, что сохранило Предание – вот собственно и все, что можно о них узнать. Но пример этих женщин вдохновляет многих, и не только христианок.

Копия картины Г. Семирадского "Христос у Марфы и Марии"

Храм Казанской иконы Божией Матери. Копия картины Г. Семирадского "Христос у Марфы и Марии". Настенная роспись

  Пламенная любовь Мироносиц ко Христу в какой-то мере передается и нам и помогает больше полюбить Спасителя, пожелать приблизиться к Нему. Любовь Жен – мироносиц была их самой действенной проповедью о Христе. Она открывала миру о Любящем Боге, пострадавшем за человеческий род и даровавшем нам радость Воскресения, о Сердцеведце, Который видит наше усердие и близок человеку в его страдании. 

  Основательница нашей обители княгиня Мария Серпуховская была в большой степени сподвижницей, сомолитвенницей, мироносицей для преподобного Сергия. Через то немногое, что о ней известно, нам приоткрывается образ и внутренний мир ее духовника.

  Итак, молодая вдова не желает вступать во второй брак. Она не тратит свое огромное состояние на суетные удовольствия мира, а всеми силами стремится помочь своему Отечеству, своим ближним. Она истинно любит своего сына, но не делает из него идола, а постоянно жертвует им, понимая, что он служит родной земле, благословляя на трудные и подчас опасные для его жизни предприятия, отпуская в самые кровопролитные сражения.

 Кто помог разгореться огню Божественной любви в ее душе? Кто поддерживал в стремлении к добру на жизненном пути, учил преодолевать трудности, познавать во всех обстоятельствах Промысл Любящего Живого Бога и не увлекаться ничем суетным? Кто помог воспитать сына-героя – мужественного, великодушного и глубоко верующего человека? Ее духовный наставник.

  Княгиня Мария способствовала сближению своих родных – великокняжеской семьи, с преподобным Сергием, поскольку это было необходимо для блага государства, для пользы человеческих душ. Во многом благодаря ей и ее сыну, князю Владимиру Андреевичу Храброму, на Руси узнали о смиренном подвижнике с огромной силой духа. Божественная благодать, обитавшая в душе одного святого человека, укрепила многих его современников настолько, что они смогли одержать победу в судьбоносной для Руси Куликовской битве. Но, прежде всего, они победили самих себя, собственные страсти – а это бывает намного тяжелее, чем выиграть сражение.

  Преподобный Сергий постепенно возводил свое чадо по ступеням духовной лествицы. Наконец, он благословил ее создать в своих владениях женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.  В этой обители стали подвизаться вдовы и сироты погибших на Куликовом поле воинов. Эти женщины не понаслышке знали о том, что такое настоящая любовь и жертвенность. Под руководством основательницы обители, принявшей схиму с именем Марфы, и своего духовника преподобного Сергия, они стали опытными подвижницами.

  И в жизни многих других людей – с тех дальних времен до наших дней –  мы видим отблеск духовной красоты, которой Господь украсил душу Своего угодника преподобного Сергия. Многие русские святые и подвижники благочестия могли бы сказать Преподобному: «Мы бо чада твоя и овцы твоих учений!» Их святыми молитвами, да поможет Господь и нам хоть немного приблизиться к духовным идеалам, которыми они жили, и стремиться к спасительным для нас любви и единению.

Игумения Викторина (Перминова)

Материал из архива сайта

 Духовный кант преподобному Сергию Радонежскому в исполнении хора Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря ("Кроткий образ милосердия" / Стихотворение протоиерея Андрея Логвинова, муз. Ирины Болдышевой)

 

[1] Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994. С. 84.