Проповедь дня. Умение свидетельствовать своей жизнью о Боге делает нас причастными апостольскому служению

12 июля 2022 года, в праздник свв. Первоверховных апостолов Петра и Павла, в на подворье нашего монастыря состоялось праздничное богослужение, которое совершил священнослужитель обители иерей Роман Чистяков. В храме молились трудящиеся на подворье сестры и наши прихожане. По завершении Божественной Литургии отец Роман поздравил молящихся с праздником и обратился к ним с проповедью.

 Когда мы празднуем день памяти святых, мы, прежде всего, читаем их житие - описание их жизни. Мы делаем это для того, чтобы понять, почему Церковь предлагает нам праздновать их память. Каждый святой в Церкви очень важен, потому что жизнь святых - это пример жизни по-Божьи. Мы ежедневно празднуем память такого большого количества угодников Божьих, чтобы, взирая на их жизнь, каждый мог найти для себя пример. Все мы - разные, у каждого из нас есть свой характер, свои особенности, свои жизненные обстоятельства, и то, что хорошо для одного человека, не всегда подходит для другого. Но, несмотря на наши различия и особенности, абсолютно у каждого человека есть возможность восхождения к Богу. 

 Празднуя память святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, мы имеем возможность подумать, почему им совершается такое торжественное празднование, и для чего установлен даже целый пост перед днем их памяти? Ответ кроется в сегодняшнем чтении из Евангелия от Матфея. Мы слышали повествование о том, как Господь Иисус Христос привел своих учеников в уединенное место в Кесарии Филипповой и спросил, за кого Его почитают люди. Ученики отвечали, что одни почитают Его за Иоанна Предтечу, другие за пророка Илию, а третьи за одного из великих пророков. Тогда Господь спросил Своих учеников как людей, которые уже не первый год идут за Ним,  видели многие сотворенные Им чудеса и слышали Его слова, за кого они сами почитают Его. И мы слышим ответ апостола Петра: "Ты еси Христос, Сын Бога Живого".

 Услышав такой ответ, Господь сказал Петру, что он блажен, потому что не плоть и кровь открыли ему это, но Отец Небесный. Обращаясь к ученикам, Христос продолжил: "На сем камени созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей" (Мф. 16:18). (По словам святителя Иоанна Златоуста, Господь не сказал, что будет созидать Церковь «на Петре» как на человеке, но созиждет ее на камне веры, которую он исповедал). 

 В чем же уникальность апостольского служения и, в частности, исповедания апостола Петра? Именно в живой вере в то, что Божественный Учитель есть Христос - Сын Бога Живого. Умение свидетельствовать своей жизнью о Христе и делает настоящим христианином. И вот в сегодняшнем Евангелии Господь говорит, что на этом исповедании Он будет созидать Церковь. Это означает, что для того, чтобы пребывать в Церкви, необходимо иметь такую же веру во Христа как Сына Бога Живого. 

 Означает ли это, что вера во Христа исчерпывается осознанием того, что Он есть Бог? Ответ на этот вопрос мы имеем в Священном Писании, в Послании апостола Иакова, который говорит, что этого не достаточно, это еще не есть вера. Он приводит пример, что и бесы веруют, и трепещут перед Богом. Но при этом бесы остаются теми, кто они есть. Значит важна не только вера в то, что Иисус Христос есть Сын Бога Живого, но и исповедание этой веры. Исповедовать веру - значит являть ее своей жизнью. Для этого не обязательно везде ходить и призывать всех в Церковь. Ко Христу никто не пришел через какое бы то ни было представление, через убеждение. Да, мы читаем у апостола Павла, что вера приходит через слово, через слышание. Слышание значит не только слышание через проповедь, но и принятие веры своим сознанием и сердцем - то есть принятие ее как своей собственной веры. 

 Все мы призваны к исповеданию веры, даже в самих себе. В те моменты, когда в наши души приходят сомнения, у нас появляется возможность проявить верность Богу. Когда вера не имеет испытаний, есть опасность, что человек не будет возрастать в вере, а станет верить по инерции.  Мы читаем у апостола Павла, что "от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает" (Рим. 5:3-4). То есть, в те моменты, когда внутри меня происходит борьба и возникает нежелание сделать что-то по своей вере, именно тогда я могу проявить мою верность Богу, явить мое исповедание. Например, если не желаю простить - но мне надо простить, если я христианин - и это будет моим исповеданием. Если не желаю попоститься, то подумаю, для чего я соблюдаю пост. Потому что так написано в календаре? Нет, потому что есть какая-то иная причина, которая должна побудить человека сделать ради Бога то, что ему не хочется. Эта причина - любовь. Если человек кого-то любит, то чем-то жертвует ради любимого, что-то отдает - свое время, свои силы, свои планы, а, если требуется, то и свое здоровье и даже жизнь.  И это не красивые слова, а реальность. В нашей жизни и поведении мы должны следовать евангельским принципам - и в семье, и на работе, и в различных обстоятельствах по отношению к окружающим людям. 

 Важно понимать, что смирение и кротость не означают бесхребетности.  Смирение - это большая внутренняя сила. Необходимо с кротостью принимать все обстоятельства, но иногда нужно уметь и ответить со смирением, не добиваясь своей правды или стремясь унизить кого-то, но наоборот, ответить с любовью к человеку, если это действительно необходимо для дела, ответить, не унижая достоинства человека и признавая его право на ошибку.  Также и в семейной жизни бывают различные обстоятельства. Среди членов одной семьи могут быть и верующие, и неверующие, и сочувствующие вере.  И бывает так, что тех из близких людей, кто к Церкви относится холодно, кто-то начинает усиленно "просвещать", наставлять, понуждать к вере, чем вызывает только злобу и отторжение. Лучше явить веру своим примером. Если человек не желает идти в воскресенье в храм, не нужно его заставлять. Сходите в храм сами, помолитесь и придите из храма счастливыми. И ваши близкие, смотря на вас, чувствуя ваше состояние, проникнутся уважением, интересом и, возможно, тоже пожелают быть, как и вы, счастливыми.

 Умение свидетельствовать своей жизнью о Боге, о радости Божественного Присутствия в человеческой жизни делает и нас причастными апостольскому служению, к которому мы все призваны. Будем же помнить, что мы находимся в Церкви не по своим заслугам, а потому, что нас призвал Господь. Наше призвание заключается не только в том, чтобы мы ходили в храм и исполняли церковные правила, а и в том, чтобы мы собственной жизнью являли миру свое апостольство - служили Богу и ближним, и показывали людям, какое благо заключается в том, чтобы быть с Богом.

Иерей Роман Чистяков

              12 июля 2022 г.

Фотогалерея: