Вечер в монастыре

В вечерние часы обитель очень красива. Это время захождения солнца, когда лучи заката озаряют монастырь тихим вечерним светом. Вечер - время молитвы и духовного покоя от забот дня. Этот покой именно духовный, когда молящийся обращается к Богу, благодарит за прошедший день, просит прощения согрешений и сохранения от всякого греха "в вечер сей" и в ночное время, приносит свои смиренные прошения о своих ближних и собственных нуждах, и все это совершается в мирном духе.

"Вечернюю песнь и словесную службу тебе, Христе, приносим, яко благоволил еси помиловати нас Воскресением". Духовник нашей обители протоиерей Борис Николаем говорил о церковном пении как о "вечернем по характеру  и словесном по содержанию": "Вечернее состояние природы гармонирует с нашими чувствами, активно вступающими в эту пору в духовную жизнь: день клонится к вечеру, а душа - к Богу. Солнце медленно склоняется к Западу. Опускается на землю тихий свет, умиротворяющий душу. Спадает зной напряженного дня, и на земле водворяется прохлада - глас хлада тонка - то самое состояние природы, в котором некогда повелено было пророку - ревнителю ощутить благостное Пришествие Божие (З Царств. 19, 12). Благоухают растения. Вкушают пищу в первый и единственный раз в сутки пустынники и постники. Неодушевленная тварь как бы в смиренном славословии преклоняется пред своим Создателем, а верующая душа, познав в этом преклонении тихий свет святыя славы безсмертнаго, явленный миру под сенью Воплощения, начинает в эти благословенные часы славословить преподобными гласы своего Жизнодавца - Господа. Это время, - время вечерней песни и словесной службы - дышит Божественной любовью, кротостью, миром и "ночной" строгостью, побуждающей каждого из нас оглянуться на прожитый день. Именно такой и создали святые отцы-песнотворцы нашу богослужебную мелодию - вечерней по духу и словесной, выразительной по содержанию. И какие бы разнообразные оттенки ни изображались этой мелодией в частности, - в основном она всегда остается вечерней".

 Вся вечерня носит мирно-покаянный характер. осле предначинательного псалма стихословится псалтирь. Псалмы возгревают молитвенный дух, и, по словам отца Бориса, сожержат в себе "и молитву, и назидание". После стихословия псалтири положено пение "Господи воззвах" - обращение ко Господу словами псалмов и положенных по уставу стихир  с верой и упованием. Вначале поется псалом 140: "Господи, воззвах к Тебе, услыши мя...". Затем псалом 141: "Гласом моим ко Господу воззвах" и псалом 129: "Из глубины воззвах к Тебе, Господи..." Оканчивается это пение стихами из псалма 116: "Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие, яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век". Вместе со стихами этих псалмов поются песнопения (стихиры), в которых прославляется событие дня или празднуемый святой. 

 После стихир молящиеся слышат возвышенное  песнопение "Свете тихий", которое продолжает славословие Бога во Святой Троице ради явления на землю Господа Иисуса Христа, в лице Которого воссиял нам "тихий свет святыя славы", дающий жизнь и мир человечеству.

 Далее возглашается прокимен - краткий стих, избранный из псалтири, за которым всегда следуют несколько других стихов, объединенных с первым. Прокимен кратко выражает суть и подчеркивает значение молитвословий, настраивая на их восприятие. Также прокимен предваряет чтение Священного Писания и отражает содержание чтения.

 После прокимна в некоторые праздничные дни читаются паремии, т.е. чтения из Священного Писания (из Ветхого Завета или Апостола), которые содержат в себе пророчества о воспоминаемом событии, изъясняют его или содержат похвалу празднуемому святому.

 Молитва "Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам" содержит и прошения, и славословие. До молитвы "Сподоби, Господи..." молитвословия вечерни еще относились частично и к окончанию дня уходящего, а после этой молитвы уже всецело относятся к наступающему дню. Здесь можно ощутить, что новый церковный день начинается именно с вечера, так как с вечера начинались и дни сотворения Богом мира.

 После молитвы "Сподоби, Господи" следует Просительная ектения ("Исполним вечернюю молитву нашу Господеви..."), прошения которой являются как бы продолжением предшествовавшего моления. Мы обращаемся к Богу с прошениями в мире и без греха провести вечер, просим ниспослать нам в помощь Ангела Божия, прощения наших прегрешений, просим Господа, чтобы Он помог нам в мире и покаянии провести все дни нашей жизни и сподобил мирной христианской кончины и доброго ответа на Страшном Суде.

 Если лития не служилась, то после Просительной ектении, следуют стихиры на стиховне. Называются они так по двум причинам: во-первых, потому что перед каждой стихирой положен определенный стих из псалма, соответствующий дню или торжеству. А во-вторых, по той причине, что предшествовавшие стихиры на литии пелись без стихов. В стихирах на стиховне посвящены прославлению воспоминаемого святого или празднуемого события. 

 После стихир на стиховне поется или читается молитва "Ныне отпущаеши". (По Уставу ее положено читать, но в праздничные дни укоренился обычай пения). "Отходя ко сну, мы переносимся мыслью к смерти, образом которой является сон. И благоговейно произносим с праведным Симеоном Богоприимцем благодарственную песнь: "ныне отпущаеши". Святой Симеон Богоприимец говорил о разрешении души от тела, а мы (по толкованию святого Симеона Солунского) просим разрешения души от страстей,от вражиих искушений и сугубых недугов душевных и телесных. А также вспоминаем предстоящий исход".

 После молитвы "Ныне отпущаеши" поются тропари, которые называются "отпустительными", потому что расположены перед отпустом (окончанием) вечерни или утрени. Это, как правило, тропари празднуемых событий. На бдении чаще всего поется трижды "Богородице Дево, радуйся" или на великие праздники трижды тропарь праздника. Или поется "Богородице Дево, радуйся" вместе с тропарем праздника, как указано в Уставе на конкретный день.

 Если служится бдение с литией, то после тропарей читается молитва благословения хлебов. Священник особой молитвой благословляет пять хлебов и сосуды с пшеницей, вином и елеем (предметы, необходимые для поддержания жизни). Пяти хлебов изображают те пять хлебов, которые Христос умножил и насытил пять тысяч людей. Хлебы эти разделяются на небольшие части и раздаются для подкрепления молящимся. Вино и пшеница также с благоговением употребляются. Елей используется для помазания им людей.

 На бдении в завершении вечерни поется первая часть 33-го псалма (примерно половина, до слов "не лишатся всякого блага") и священник благословляет народ. 

Если бдение не служится, то бывает отпуст вечерни. Отпуст - это особая молитва, которой священник оканчивает службу, благословляя народ. После отпуста на вечерне, утрене и литургии поется "Многолетие" - небольшая молитва сохранении на многая лета Святейшего Патриарха, Богохранимой страны Российской, Игумении обители с сестрами и всех православных христиан.

В статье использованы материалы: Протоиерей Борис Николаев.  "Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения" //mbrsm.ru/files/2016/04/Знаменный-распев-и-крюковая-нотация-как-основа-русского-православного-церковного.pdf  

Татьяна Радынова "О православном богослужении" http://www.hram-ks.ru/vecherny.shtml