Вечером 16 апреля 2022 года, накануне праздника Входа Господня во Иерусалим (Недели Ваий), в нашей обители отслужено всенощное бдение, которое совершило монастырское духовенство. В храме молились настоятельница нашего монастыря игумения Викторина (Перминова) с сестрами и прихожане обители.
Во время богослужения было совершено традиционное освящение ваий (верб).
В этот день мы торжественно встречаем Входящего в Иерусалим Господа нашего Иисуса Христа. Что мы можем принести принести Входящему во Святой Град Спасителю? Об этом говорит преподобный Андрей Критский. Вот фрагмент из его обширного слова:
"Блажен, кто совершил эту благую куплю веры, кто не вышел из Вифании тщетно, без приобретения. Я разумею пост. [Блажен,] кто приобрел славные и изящные украшения его, воздержанием и смирением, кто, истинно веруя во Христа, купил добрые жемчужины Его учения, дав веру и получив познание. Блажен, кто соткал себе отсутствием власти страстей светлую брачную одежду соединения со Христом, чтобы незазорно вкушать закланную Пасху и встретить исходящего со славой из Вифании Господа, устилая Ему путь убеленными одеждами совести и говоря: «по мне, Господи, по мне да шествуют стопы животного, на которое Ты воссел». Это [животное] есть пресвятая плоть, в которую Он вышеестественно облекся для нас. Где столь благоразумный обладатель, искупивший таким образом свое спасение?
О, если бы и вы, люди Христовы, новое наследие, искупили оное в протекшие дни поста! Важная в эти дни производится купля для тех, кто знают [истинную] цену вещей. Здесь чистое золото – воздержание, жемчуг – слезы, дорогие камни – добродетельные дела, серебро – девственность, чистые одежды – неповрежденные нравы, ароматы – слова Господни; здесь украшение на шее – предписывающая послушание кротость; а серьги, перевязи волос и золотые ожерелья – многоценное исполнение заповедей.
Но для чего описывать в частности богатые дары поста, когда сам опыт научает нас, что все, от него происходящее, обращается во благо тому, кто стяжал его? Кто же достойно совершил сей славный подвиг? Кто уподоблялся Марфе, кто подражал Марии, сестрам Лазаря? Кто, подобно им, стяжал добрые жемчужины – слезы, и принес их Христу, оплакивая свою умершую душу так же, как они [оплакивали] Лазаря? Кто приобрел дорогой краеугольный камень – Христа, Который повелел отвалить камень, чтобы воскресить Лазаря? Какая боголюбивая душа купила драгоценных ароматов; кассии, ормуша, корицы, оникса, нарда, тростника и, приготовив благовонное миро, помазала вечеряющего Господа? Которая, пав к ногам Его, помазала неприкосновенную главу, омочила миром и слезами ноги Его? Которая удостоилась слышать милостивый сей глас: Прощаются тебе грехи твои (Лк. 7: 48)? Какая душа изобилует столько миром и слезами, что помазала и Христа – миро неистощимое?
Но, может быть, слыша это, кто-нибудь скажет: «я подражаю жене-грешнице и приношу если не миро, то слезы. Так где же вечеря? Где Христос? Где оставление грехов?» Где? Слушай. Я тебе ясно скажу. В Церкви. Во внутренней храмине твоей. Что говорю, в Церкви? В сердце твоем. Там Христос. Там излей на Него миро. Там пролей слезы. «Но не имею мира, – говоришь, – ни алавастрового сосуда». Не имеешь мира? Нет, имеешь миро – благодать; алавастровый сосуд – сердце; слезы – исповедание; волосы – кроткие воздыхания. Их принеси, их посвяти, и получишь прощение. Христос повсюду. Повсюду является на призыв. Только пусть не будет тут же Иуды; только зови с добрым намерением; пусть только вечеря твоя будет нелицемерная.
Будь Симон, если хочешь. Пригласи Господа. Но не усомнись, как фарисей. Призови Вездеприсутствующего. Но не призывай Иуды. Будь Лазарь, если желаешь, – умерший миру, смердящий от ран, носящий на устах молчание, как камень. Но прежде лучше сделайся другом Господу. Имеешь и ты сестер: душу и плоть. Подружи их со Христом, чтобы, когда ты умрешь, они, подобно Марфе и Марии, послали к Иисусу, одна – мысли, другая – дела, сказать: Господи! вот, кого Ты любишь, болен (Ин. 11: 3). Чтобы, если ты совершенно умрешь для мира и всего мирского, пришедший Христос воскресил тебя и сказал ангелам Своим: Развяжите его, пусть идет (Ин. 11: 44). Развяжите. От чего? От уз греха. А идти куда? В недра Авраамовы, в обители вечные, к нескончаемому блаженству Божественного покоя, которое да получим все мы благодатью и человеколюбием всех нас призывающего в Свое познание Христа, истинного Бога нашего".
Да поможет Господь и нам встретить Его и последовать по пути Страстной седмицы к Светлому Христову Воскресению!
Хор Богородице-Рождественского монастыря. "Днесь благодать Святаго Духа нас собра". Стихира в Неделю Ваий
16 апреля 2022 г.
Цитата приводится по источнику: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/voskreshenie-lazarja-i-vhod-gospoden-v-ierusalim-antologija-svjatootecheskih-propovedej/#0_27
Фотогалерея: