Сегодня второй день Великого поста. В обители и на ее подворье продолжают совершаться великопостные богослужения.
За продолжительной службой этого дня мы слышим седален: "Господи, спасительное воздержание двоеденствующе вопием Ти: умили сердца нас, рабов Твоих, и приими сущия со страхом молитвы наша, подая нам благотеченное поста поприще, очищение и велию милость".
В седальне упоминается об умилении, которое является Божественным даром: это особое Божественное посещение человеческой души, наполняющее ее сокрушением. Умиление даруется душе кающейся, благоговейной, сострадательной, исполняющей Христовы заповеди. По словам святителя Игнатия (Брянчанинова) путь к достижению умиления есть внимательная жизнь. "Умиление есть первый признак оживления сердца в отношении к Богу и к вечности, - пишет святитель Игнатий. - Что такое умиление? Умиление есть ощущение человеком милости и сострадания... к своему бедственному состоянию, состоянию падения, состоянию вечной смерти..."
"Умиление есть непрестанное мучение совести, которое прохлаждает сердечный огонь мысленною исповедью перед Богом, - говорит преподобный Иоанн Лествичник. - Истинное умиление есть болезнование души, которая не возносится и не дает себе никакого утешения, но ежечасно воображает только исход свой из сего мира, и от Бога, утешающего смиренных иноков, ожидает утешения, как прохладной воды".
Страх Божий - благоговение перед Господом, боязнь чем-либо оскорбить Бога. Песнотворец призывает приносить молитвы с таким чувством, чтобы они были принятыми. "Страх Божий вводит нас на корабль покаяния, который пересекает греховное море жизни и идет к божественной пристани – любви," - говорит преподобный Исаак Сирин.
"Пусть будет присущ нам страх Божий, - желает святитель Иоанн Златоуст, - и тогда ничто не опечалит нас, будет ли то бедность, или болезнь, или плен, или рабство, или что-нибудь другое прискорбное, но даже и это все станет содействовать нам к достижению противоположного".
"Трезвися, бодрствуй, воздохни, прослезися, постом все бремя греха душе отвергни, теплым покаянием отбегни огня, и плачем страстей плачевную ризу раздери, одежду Божественную приемлющи," - призывает нас сегодняшнее богослужение, священный текст которого говорит о пользе, духовной силе и спасительности поста.
"Кто огнь угаси? кто затче (заградил) уста зверей? Пост, отроки из пещи избавлей, и пророка Даниила от львов снеди: егоже лобызаим и мы, братие". Как сделать, чтобы пост был для нас именно таким? Посещавший неоднократно нашу обитель Митрополит Лимассольский Афанасий беседовал с сестрами о духовной жизни и дал, к примеру, такой совет. "Как-то в одном из монастырей, где я являюсь духовником, – рассказывал Владыка Афанасий, – незадолго до начала <…> поста мне сказали: “На какое делание нам следует обратить внимание, что нужно делать больше всего, когда начнется пост? Может быть, увеличить правило, больше поститься, сделать службы продолжительнее?” Я ответил: “Ничего из этого. Я предпочитаю, чтобы вы ели каждый день хорошо и спали хорошо, но самое главное, чего я хочу, чтобы вы сказали сами себе: «Мое правило на весь период поста – чтобы я не разгневалась, чтобы у меня не было ни одного пререкания и преслушания»”. Поборитесь так".
Духовник нашей обители протоиерей Борис Николаев давал на пост советы: меньше говорить, стараться никого не осуждать даже в мыслях, не принимать греховных помыслов, не обижать ближних, приносить деятельное покаяние, то есть действовать противоположно своим страстям. Но в этих советах заключалась глубина духовного опыта. Батюшка пытался донести до нас мысль, что не только пост, но и вся жизнь христианина должна проходить в молитве, трезвении и аскетическом труде. Тем более это относится к монашествующим, выразившим во время пострига желание жития постнического.
Отец Борис не давал на время поста каких-то особых правил воздержания от пищи сверх Устава Церкви. Он всегда призывал к воздержанию в широком смысле слова. Напоминая нам слова апостола "Всяк подвизаяйся от всех воздержится" (1 Кор. 9, 25), отец Борис так говорил о значении аскезы в жизни православного христианина: "Борьба с грехом необходима, без нее нет преуспеяния. Вступая на путь духовной жизни, помилованный грешник не сразу становится человеком духовным, не сразу достигает ангелоподобного состояния: для него противостояние царству тьмы, борьба плоти и духа только начинаются. Волны житейского моря еще долго будут бросать его в разные стороны. Цель духовной жизни заключается в том, чтобы подчинить духу душу и плоть. По словам апостола Павла, “плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся” (Гал. 5, 17). В этом противостоянии духа силам тьмы, действующим через плоть, и заключается духовное делание. Предначатие же вечной жизни состоит не в одном только противостоянии силам тьмы, но и в предвкушении духовных благ теперь, в земной жизни".
Да поможет нам Господь провести пост в трезвении и молитве - неспешной, внимательной, благоговейной и покаянной!
8 марта 2022 г.
Цитаты приводятся по источникам: https://azbyka.ru/umilenie
https://svyatye.com/otcy/O-strakhe-Bozhem/1.html
https://svyatye.com/otcy/O-umilenii/1.html
https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/sluzhby-pervoj-sedmitsy-velikogo-posta/2