Всенощное бдение в канун Недели сыропустной (Прощеного воскресенья)

Вечером 5 марта 2022 года, в канун Недели сыропустной (воспоминания Адамова изгнания), в обители и на ее подворье совершено всенощное бдение. Богослужение этого дня напоминает о том, откуда и как ниспал человек, как он удалился от Бога, и куда ему нужно возвратиться. Время Великого поста дарует нам много возможностей возвращения в Дом Отца Небесного. Это и покаяние, и послушание Святой Матери-Церкви, и всестороннее воздержание, и доброделание, и молитва, и трезвение, и аскетический труд, и , конечно же, взаимное прощение обид и милость к ближним.

 Служба Недели сыропустной приводит пример слезного покаяния праотца Адама и праматери Евы. В стихирах мы слышим горькое сожаление прародителей об утраченном рае. Эдем был для первозданных безгрешных людей местом блаженства до тех пор, пока они пребывали с Богом. При удалении от Бога, прародители срезу утратили мир, радость и гармонию райской жизни. В душах согрешивших людей, несмотря на то, что  телесно они еще пребывали в Эдеме, рая уже не было. Грех получил над ними власть тогда, когда они внутренне согласились с всеянными от врага-диавола помыслами недоверия Творцу и пожелали без Бога стать "как боги", что невозможно.

 Святитель Филарет Московский говорит о том, что "переступивши за предел, положенный заповедью Божией", человек "уклонил свою душу от Бога, истинного всеобщего средоточия и полноты, образовал для неё ложное средоточие в ее самости, заключил ее во тьме чувственности, в грубости вещества", "его ум, воля, деятельность отвратились, уклонились, ниспали от Бога к твари, от небесного к земному, от невидимого к видимому" (Быт.3:6); «обманутый прельщением искусителя (человек) добровольно приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс.4–8:13)". Вот в чем заключается падение человека.

 Когда Господь призал праотцев к покаянию, они, вместо этого, стали оправдываться, а в словах Адама был слышен даже ропот на Бога. При таком внутреннем состоянии, дальнейшее пребывание в раю было неполезным: оно только усугубило бы грех. Желая исцелить людей от смертельной болезни греха, Бог повелел им пребывать вне рая. И здесь, на земле, в трудах и скорбях земной жизни, происходит наше очищение.

 "Страсти противоестественны непорочному естеству нашему, каким оно было создано, - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), - противоестественны страсти и естеству обновленному; они естественны падшей природе. Так естественны всякой телесной болезни свойства этой болезни; так естественны болезни и смерть нашему телу, утратившему бессмертие и свойства бессмертия. До падения бессмертие было естественно нашему телу, болезни и смерть были неестественны.

...Человек до искупления рода нашего Спасителем не мог противиться страстям, хотя бы и хотел: они насильно увлекали его; они властвовали над ним против воли его. Христианин, при посредстве святого Крещения, свергает с себя иго страстей; он получает силу и возможность противиться страстям, попирать их (преподобного аввы Дорофея, поучение 1-е, об отвержении мира). Но и искупленному человеку, обновленному, помещенному в духовном раю – в Церкви – предоставлена свобода: по произволу своему он может или противиться страстям и победить их о Господе, или покоряться и поработиться им. Так и в чувственном раю предоставлено было на произвол первозданному человеку или повиноваться заповеди Божией, или преслушать ее".

 Непослушанием Богу люди встали на гибельный путь про­тив­ле­ния во­ле Бо­жи­ей. Про­тив­ле­ние во­ле Все­дер­жи­те­ля, все­мо­гу­ще­го Бо­га - это смерть. И вот на эту смерть об­рек­ли се­бя на­ши пра­ро­ди­те­ли Адам и Ева. Путь же к вечной жизни - послушание Богу, образ которого явил Господь Иисус Христос, послушный Своему Небесному Отцу даже до смерти крестной.

 В пес­но­пе­нии за все­нощ­ной по­ет­ся о том, как си­дел Адам на­про­тив рая и опла­ки­вал свое гре­хо­па­де­ние. Каж­дый из нас также имеет нема­ло слу­ча­ев, чтобы опла­кать свои грехи. По ми­ло­сер­дию Сво­е­му, Гос­подь принимает покаяние, милует нас, и даже ошиб­ки может претворить в на­ше спа­се­ние. И са­мые па­де­ния че­ло­ве­че­ские Гос­подь Бог ис­поль­зу­ет для по­ка­я­ния и из­ме­не­ния че­ло­ве­ка.

 "Адам, отец вселенной, в раю знал сладость любви Божией, и потому, когда был изгнан из рая за грех и лишился любви Божией, горько страдал и с великим стоном рыдал на всю пустыню, - пишет преподобный Силуан Афонский. - Душа его терзалась от мысли: «любимого Бога я оскорбил». Не так жалел он о рае и красоте его, как о том, что лишился любви Божией, которая ненасытно каждую минуту влечет душу к Богу. Так всякая душа, познавшая Бога Духом Святым, но потом потерявшая благодать, испытывает Адамово мучение. Больно душе, и сильно жалеет она, когда оскорбит любимого Господа".

 Адам, ко­неч­но, пла­кал не толь­ко о се­бе са­мом, но и о мно­го­чис­лен­ном сво­ем потом­стве, сре­ди ко­то­рого находимся и мы. Он ви­дел, на что об­рек сон­мы лю­дей, и что не все из них, да­же бла­го­да­ря крест­ной жерт­ве Гос­по­да Иису­са Хри­ста, бу­дут спа­се­ны. Вот к этой древ­ней, и в то же вре­мя лич­ной, по­вто­ря­ю­щей­ся в каж­до­м из нас, в на­шей соб­ствен­ной судь­бе, ис­то­рии воз­вра­ща­ет нас Свя­тая Цер­ковь на­ка­нуне Ве­ли­ко­го по­ста. От этой точ­ки на­чи­на­ет­ся се­го­дня наше вхож­де­ние в пост и по­ка­я­ние.

"Именно в сегодняшний день Святая Церковь говорит о том, как совершается грехопадение, и как должно совершаться покаяние, - разъясняет в своей проповеди архимандрит Феофилакт (Безукладников). - Она говорит о том, что не в уме, не в душе коренится начало греха, оно коренится в сердце, и нам надо смотреть за своим внутренним состоянием. Где рождается грех? Средоточие греха – это именно наше сердце. Там множество терний греха, которые нам надо посечь, потому что сердце создал сам Бог для того, чтобы оно вечно было с Богом. Но мы видим, что из этого сердца произрастает множество терний и волчцов, там коренятся все страхи, грехи, пороки и оно очень превратно. Каждому из нас Святая Церковь говорит: «Ты упал, как пал и Адам, ты согрешил, как Адам, ну так вставай, не лежи. Только вставай не для того, чтобы потом снова упасть, а чтобы все-таки послужить Богу».

 Святитель Иоанн Златоуст так говорит о всеобъемлющем, деятельном покаянии: "Первый путь покаяния есть осуждение грехов... осуди и ты грехи свои: этого достаточно для Господа к твоему оправданию, потому что осудивший грехи свои не так скоро решится опять впасть в них. Пробуди внутри у себя обличителя — твою совесть, чтобы там — на судилище Господнем не иметь тебе обличителя. Вот один путь покаяния, прекраснейший! Есть и другой, не хуже этого, состоящий в том, чтобы не злопамятствовать на врагов, сдерживать гнев, прощать грехи сорабам, потому что в таком случае простятся нам и наши грехи против Господа. Хочешь знать и третий путь покаяния? Это пламенная и усердная молитва, возносимая притом от самой глубины сердца. Если же хочешь знать и четвертый путь покаяния, то назову милостыню: она имеет великую и несказанную силу. Также, скромность и смиренномудрие, не менее всех сказанных средств заглаждают грехи".

 Да поможет и нам Господь, взирая на пример покаяния и плача праотца Адама, вступить на поприще Великого поста и принести плоды покаяния!

5 марта 2022 г.

Цитаты приводятся по источникам: https://azbyka.ru/days/prazdnik-nedelja-syropustnaja-vospominanie-adamova-izgnanija-proshchenoe-voskresene

https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/dogmaticheskoe-bogoslovie-po-sochinenijam-filareta-mitropolita-moskovskogo/4_26

https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/starets-siluan-afonskij/2_19

https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/prakticheskaja-ehntsiklopedija/16_45

http://www.n-jerusalem.ru/slovo/prop/text/167345.html

https://svyatye.com/otcy/O-pokaianii/8.html

Фотогалерея: