В канун праздника Воздвижения Креста в нашей обители совершены всенощное бдение и вынос Креста Господня

26 сентября 2021 года, в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в нашем монастыре состоялось торжественное всенощное бдение, которое совершило монастырское духовенство. В храме молились настоятельница нашего монастыря игумения Викторина (Перминова) с сестрами и прихожане обители.

 На утрени, в завершении Великого Славословия священнослужители торжественно вынесли из алтаря Крест, после чего был совершен чин поклонения Честному Кресту с пением особых стихир.

 "Приидите, вернии,  животворящему Древу поклонимся," - призывает Церковь в первой стихире. В этом песнопении говорится о том, ради чего воздается поклонение Кресту. На Кресте добровольно распялся Христос, Царь славы, вознесший нас "на первое блаженство". Единение с Богом названо блаженством, счастьем. И это райское состояние человека "украл" враг-диавол, прельстив людей на совершение первородного греха. Грех разлучил людей с Богом, но Господь Иисус Христос Своими страданиями, Крестной смертью и Воскресением открыл для человека вход в рай, а Крест сделался тем непобедимым оружием, которым "сподобихомся невидимых враг сокрушити главы".
 
 
 Во второй стихире отцы-песнотворцы призывают поклониться благодатной силе Креста, напоминая историю грехопадения человека и говоря о таинстве Искупления: "Яко древо в раи смерть прозябе,  сие же (а это, Крестное Древо) жизнь процвете, безгрешнаго имуще пригвожденна Господа". 
 
 
 
 В следующей, третьей стихире говорится о пророчествах, предвозвещавших Распятие Спасителя и новозаветные времена, когда искупленные Честною Кровию Христовою люди смогут стяжать полноту Божественной благодати.
 
 
 Четвертая стихира подчеркивает вселенское значение Воздвижения Креста: "Четвероконечный мир  днесь освящается, четверочастному воздвизаему Твоему Кресту, Христе Боже наш, и рог верных христиан совозносится; тем врагов сокрушаем роги..."  Сила Креста Господня хранит и укрепляет верующих, защищая их от видимых и невидимых врагов.
 
 
  Пятая стихира возвращает нас к событию грехопадения прародителей. Удаление людей от Бога отразилось на состоянии всего видимого творения: через грех в мир вошла смерть. Но Господь Иисус Христос освободил Адама от "клятвы смертныя" Своим Крестом и Воскресением. "Тварь же, днесь возносиму тому (Кресту), совозвышает глас, от Бога просящи богатыя милости". В этой стихире молящиеся просят у Единого безмерного в благоутробии Господа быть для них Очищением и спасти их бессмертные души.
 
 
 В шестой стихире приведены пророческие слова Боговидца Моисея и говорится об исполнении этих слов:  "Днесь Крест воздвизается, и мир от лести свобождается, днесь Христово Воскресение обновляется, и концы земли радуются". Где Крест, там сияет свет Воскресения, потому что без Креста не может быть и Воскресения. Отцы-песнотворцы вспоминают слова пророка и псалмопевца Давида, раскрывая их: "Соделал еси спасение посреде земли, Боже, Крест и Воскресение, ихже ради нас спасл еси, Блаже и Человеколюбче".
 
 Седьмая стихира поражает своей глубиной. В немногих словах вмещается не только описание страданий Спасителя, но и степень Его безмерного смирения, "неизреченного истощания": "Днесь Владыка твари  и Господь славы  на Кресте пригвождается  и в ребра прободается,  желчи и оцта вкушает Сладость церковная,  венцем от терния облагается покрываяй небо облаки,  одеждею облачится поругания и заушается бренною рукою,  рукою создавый человека,  по плещема биен бывает,  одеваяй небо облаки,  заплевания и раны приемлет,  поношения и заушения,  и вся терпит мене ради, осужденнаго,  Избавитель мой и Бог". Все это совершается по любви Божией к человеку и для того, чтобы спасти мир от прелести, то есть греховного обмана, в который погружает его враг-диавол.
 
 
 Человек, по данной ему Богом свободе воли, сам выбирает, погружаться ли ему во вражеский обман, или же идти к Истинному Свету, к Солнцу Правды. Пострадавший на Кресте Спаситель даровал человеку возможность освобождения от греховной прелести и соединения с Богом.
 
 
 В восьмой, последней стихире, воспеваются страдания Вочеловечшегося Господа и Та, Которая послужила тайне Боговоплощения - Пречистая Божия Матерь. Мы слышим плач Пресвятой Богородицы, соединенный с прославлением Бога за Его непостижимый Промысл, любовь и долготерпение. Отцы-песнотворцы являют подвиг любящей Бога души, преклоняющейся перед святой волей Господней, всегда благой и совершенной.
 
 Молитвами Пресвятой Владычицы, да сохранит всех нас Господь под сенью Крестного Древа и дарует встретить праздник Воздвижения Животворящего Креста!   
 
26 сентября 2021 г.
 
 Фотогалерея: