В пятницу 2-й седмицы Великого поста на подворье обители совершена Литургия Преждеосвященных Даров

 26 марта 2021 года, в пятницу 2-й седмицы Великого поста и день перенесения мощей сщмч. Никифора, патриарха Константинопольского, и мц. Христины Персидской, на подворье обители совершены великопостные богослужения, завершившиеся Литургией Преждеосвященных Даров. Богослужения совершил священнослужитель монастыря протоиерей Серафим Хайруллин. После отпуста протоиерей Серафим обратился к молящимся с кратким словом:

 "В этот день мы празднуем память святых, которые посреди мучений оставались непоколебимы и тверды в своей вере. Желаю всем на жизненном пути, в меру сил, следовать их примеру, чтобы никакие испытания и искушения не повергали нас в уныние, и мы могли бы идти ко Господу с духовной бодростью и радостью.

 

 Сегодня мы слышали чтение из Книги Бытия, где Господь говорит, что отвращается от людей, которые "стали плотью". Что значит "стать плотью"? Святитель Феофан Затворник, рассуждая на эту тему, говорит, что в человеке есть и плотское, и духовное начало, но "сознание одно - личность человеческая". Характер этой личности определяется тем, на какую сторону склонится человеческая душа. В зависимости от того, какую жизнь человек изберет - духовную или плотскую, он будет духовным или плотяным. В духовном человеке плоть не исчезает совершенно, как и в плотском не погасла окончательно искра духа - ее можно еще разжечь. Важно то, что во внутреннем устроении занимает главное место и господствующее положение.

 Плотской человек поработил плоти душу и дух: любые прихоти тела душа тут же покорно исполняет. У духовного человека напротив "все подчиняется духу и ему работает, теряя свои естественные права на пищу через пост, на сон через бдение, на покой через непрерывный труд и утомление, на услаждение чувств через уединение и молчание". 

 Когда в человеке царствует дух - это правильная и богоугодная человеческая жизнь. В таком случае тело исполняет все, что требуется бессмертной душе - находится в воздержании, посте и бдении, как бы ни хотело отдохнуть. Если же приступает ленность, душа призывает тело потрудиться, выполнить свой долг, и тело ей покоряется.

 "Бог не пребывает там, где царит плоть, - говорит святитель Феофан, -  ибо орган общения Его с человеком есть дух". Как и в чем мы можем ощутить дух, который есть Божественная частица, дыхание жизни в человеке?  В стремлении к Богу, движениях страха Божия и совести. Когда человек прислушивается к этим спасительным внутренним побуждениям, тогда происходит его приближение к Богу. По словам святителя Феофана, "когда... сознание со свободой станут на эту сторону (на сторону духа), тогда Бог общится с человеком и начинает пребывать в нем. С той минуты пойдет одухотворение души и плоти, всего внутреннего и внешнего человека, пока Бог станет всяческая во всех в человеке том, и человек, одухотворившись, обожится. Какое дивное преимущество и как мало оно помнится, ценится и ищется!"

 Пост - благоприятное время, в которое человек может оставить плотяную жизнь и начать делать первые духовные шаги. От всей души желаю, чтобы наша жизнь была духовной. Господь в Евангелии призывает нас искать прежде всего Царствия Божия. Если мы будем стремиться к Божественному Царствию и пребудем верными Богу, то и Он будет пребывать с нами, одухотворяя нас и нашу жизнь".

26 марта 2021 г.