21 марта 2021 года, в Неделю Торжества Православия, на подворье нашей обители состоялось воскресное богослужение, которое совершил священнослужитель монастыря протоиерей Серафим Хайруллин. По завершении Божественной Литургии состоялось молебное пение, традиционно совершаемое в Неделю Торжества Православия. После молебна протоиерей Серафим поздравил молящихся с праздником и обратился к ним с проповедью:
"В первое воскресенье Великого поста мы радостно прославляем Православную Церковь, которая с апостольских времен до наших дней хранит чистой и неповрежденной святую веру. Церковь – Путеводительница к вечной жизни. Она в полноте сохранила Божественные истины, принесенные на землю Господом Иисусом Христом.
Господь пришел на землю для спасения людей. Избрав двенадцать последователей, Спаситель духовно соединил их союзом любви и поставил трудиться в насажденном Им Божественном винограднике – Церкви. Евангельское чтение этого дня повествует о призвании только двух апостолов - Филиппа и Нафанаила, но в нем видны и характер призвания, и основные свойства всех учеников Христовых.
Спаситель никого не принуждает, а только призывает по доброй воле следовать за Собой. На Его кроткий призыв будущий апостол Филипп отвечает верой, доверием и послушанием, совершаемым в простоте сердца. По вере и послушанию ему открылось, что Призвавший его есть ожидаемый Христос. Этим открытием Филипп поделился со своим другом Нафанаилом. Но тот, отчасти из предрассудков своего времени, а отчасти из желания точнее убедиться, спросил, может ли быть что доброе из Назарета. Филипп не стал его убеждать, а лишь сказал: «Приди и виждь». Мы убеждаемся в чем-либо чаще всего из опыта. Нафанаил сам пожелал встретиться с Тем, в Ком его друг узнал Обетованного Мессию.
Увидев Нафанаила, Спаситель назвал его Израильтянином, в котором нет лукавства. На вопрос будущего ученика, откуда Спаситель его знает, Господь ответил, что, еще до сказанного Филиппом, Он видел Нафанаила под смоковницей. Этими словами Спаситель показал, что Он - Сердцеведец, и знает самое сокровенное о человеке, в Нафанаиле же видит человека прямого, честного, искреннего и стремящегося к добру. Божественная благодать коснулась сердца Нафанаила, и он воскликнул: «Учитель, Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев!»
Так Господь, известным Ему Одному образом, возжег веру и любовь и в каждом из апостолов. Каждого из учеников Он воспитывал и утверждал в Своих заповедях, чтобы они могли впоследствии утверждать Церковь и передавать другим то, чему Он их научил.
Основывая Церковь, Христос дал непреложное обетование, что Ее не одолеют врата ада. Эти слова показывают, что Церкви, со дня ее основания, приходится вести духовную борьбу с восстающими на Нее силами ада. Вначале на Церковь воздвигались открытые гонения, и не было такого вида мучений, которым не подвергли бы верующих во Христа. Но Церковь выдержала эти испытания. Когда же была утверждена свобода вероисповедания, враг рода человеческого стал пытаться расколоть Церковь изнутри, воздвигая различные ереси. Одной из самых опасных была ересь иконоборчества, победа над которой сегодня празднуется. Эта победа была одержана нелегко: сторону иконоборчества принимали византийские императоры, под покровительством которых иконоборцы безнаказанно предавали святые иконы поруганию и преследовали православных. Борьба против святых икон продолжалась сто лет, но, по милости Божией, Православие восторжествовало. Плоды этой победы мы видим сегодня в храмах, украшенных святыми иконами, которым мы поклоняемся, поскольку честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу.
Мы видим Торжество Православия и в том, что Церковь свято хранит Догматы и все, что заповедано Христом и передано апостолами, в том, что в Церкви действует благодать Святого Духа и столько людей достигло святости. Православная Церковь утверждалась на жертвенной любви и страдании за Христа мучеников и исповедников, на подвиге всех святых, в которых, подобно апостолам, не было лукавства, но были вера, простота и любовь к Богу. Святости может достигнуть каждый верующий, если действительно этого пожелает. Любой из нас, ощущая свою немощь и греховность, может прибегнуть с искренним покаянием к Церкви как к духовной врачебнице, очиститься и соединиться со Христом.
Врата адова не могут одолеть Церковь, потому что Ее Главой является Христос. Однако духовная борьба будет вестись до скончания века, потому что поле битвы находится внутри нас. Падшее естество и сердце человека побеждаются страстями, и путь ко спасению, пролегающий среди волнующегося житейского моря, всегда будет трудным и тернистым. Подчас мы бываем боримы унынием, нам кажется, что вера и любовь оскудевают, и даже среди верующих есть нестроения. Но Господь призывает нас не бояться и оставить смущения. Если мы сами будем жить по Евангелию и пребудем верными чадами Церкви, то в наших душах будет созидаться Царствие Божие.
Постараемся же утверждаться в вере и хранить ее для наших потомков, помня, что нам даровано великое сокровище Православия".
21 марта 2021 г.