Солнечный зимний день на подворье обители. Фотогалерея

Февраль начался ясным солнечным днем: еще холодно, но солнце светит уже по-весеннему, освещая наше подворье и окрестные поля. Радостно, что в этот прекрасный день - день памяти преподобного Макария Великого и святителя Марка Ефесского, - празднуется день интронизации нашего Первосвятителя.

 Солнечный свет напоминает нам о Солнце правды - Христе. Свет истинный, просвещающий всякого человека, сияет и в Таинствах, и в церковных богослужениях, и в Священном Писании, и в творениях святых Отцов и Учителей Церкви. Свет Христов сияет и в чистых сердцах святых и праведных людей. В житии празднуемого ныне преподобного Макария Великого описывается случай, как он несколькими добрыми словами тронул сердце и привел ко Христу языческого жреца.  Его святая жизнь, озаренная Светом Христовым, делала его слово таким действенным и исполеннным любви. Наставления святого помогли многим в духовном делании: преподобный Макарий был наставником монашествующих, но и миряне почерпнули в его наставлениях много полезного.

 Изъясняя притчу Христову о драгоценном, преподобный Макарий наставляет: "Господь, говоря о Царстве Небесном... отвечает так, пользуясь сравнением с видимыми вещами: «подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил» (Мф. 13:45, 46) тот жемчуг, чтобы, принеся его, угодить царю, потому что драгоценными камнями вплетается властительский венец. Так, следовательно, и душа должна стяжать и найти небесный и многоценный жемчуг, Дух Христа, великую и хорошую куплю, чтобы он был вплетен в венце славы Небесного Царя Христа; а без этого Божественного жемчуга, который есть Святой Дух, душа не может угодить Царю Христу, ни получить царский венец".

 "Кто хочет прийти к Господу, сподобиться вечной жизни, быть жилищем Божиим и удостоиться Святого Духа, - говорит святой, - тот, чтобы ему быть в неукоризпенном состоянии и творить плоды по заповедям Господним, должен положить такое начало: во-первых, он должен твердо уверовать в Господа, всецело посвятить себя словам заповедей Его, во всем отречься от мира, чтобы ум совершенно не был занят ничем видимым; во-вторых, всегда нужно ему пребывать в молитве и не отчаиваться, непрестанно ожидая посещения и помощи от Господа и во всякое время имея это целью ума своего; в-третьих, надо всегда принуждать себя ко всему доброму, к соблюдению всех заповедей Господних, хотя бы и не желало этого сердце по причине пребывающего в нем греха, например, принуждать себя к смиренномудрию, кротости, милосердию".

 "Плоды... искренней молитвы суть: простота, любовь, смиренномудрие, постоянство, незлобие, - свидетельствует преподобный. - Если бы не прерывали мы сего труда пребывать в молитве и уповании, то не подвергались бы заблуждениям".

 По словам преподобного Макария молитва происходит "от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты".

 О добродетели Божественной любви святой Макарий рассуждает: "Многие из братий... имели дарования исцелений, откровение и пророчество; но поелику не пришли еще в совершенную любовь, в которой соуз совершенства (Кол. 3, 14), то восстала в них брань и они, вознерадев, пали. Но кто достигает совершенной любви, тот делается уже узником и пленником благодати".

 В своих наставлениях преподобный Макарий говорит о том, как достичь духовного совершенства:

 "Итак, все,-посвящающие себя Богу и старающиеся представить тела свои «в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения» (Рим. 12:1), пусть прежде всего постоянно имеют пред очами своими цель и сияние благочестия для того, чтобы, предаваясь всякому благому делу и ревностно упражняясь во всякой добродетели, пребывать им в вере по священным обетованиям Евангелий и остальных Писаний. Им следует твердо верить, что чрез благодать Христову и силу Божию нам возможно достичь полного избавления и очищения от страстей бесчестия, которые деятельно осуществляются в душе и теле. Ибо что невозможно нам, то возможно дарующему обетования Богу (Мф. 19:26)".

 "Как тело близко к душе, так и Господь близок и готов прийти и отверсть заключенные двери сердца, и даровать нам небесное богатство".

 "Совершенство доставляется тем, что никого не осуждаем ни в чем малейшем, а осуждаем только себя, и что претерпеваем досаждения".

 "Что же есть эта воля Божия, достичь которой Апостол побуждает (всех), призывая каждого усердно добиваться ее? - рассуждает святой. - Не является ли она блаженством тех, о которых Господь говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8) и «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48)? Этими (словами) возвещается совершенное очищение от греха, полное избавление от страстей бесчестия и совершенное усвоение высшей добродетели, то есть очищение и освящение сердца чрез причастие совершенному Божиему Духу, происходящее в полноте удостоверенности, с верой и любовью души, жертвующей себя целиком Богу. Эту совершенную цель истины Дух являет через Давида; Он научает искать ее у Бога и веровать, что жаждущие (ее) провозглашаются сынами Света и становятся наследниками Жизни. Ведь (Дух через Давида) глаголет: «Буди сердце мое непорочно во оправданиях Твоих, яко да не постыжуся» (Пс. 118:80)... И опять говорит: «Тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя» (Пс. 118:6), – здесь Святой Дух научает тому, что следует исполнять все заповеди, удаляться от (всякого) прегрешения и обретать совершенное дерзновение к Богу (1Ин. 3:21, 22). Еще пророк, молясь, указывает на ту же самую цель словами: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей... И Духом Владычным утверди мя» (Пс. 50:12, 14). Он также вопрошает: «Кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем Его?» (Пс. 23:3), намекая на тех, которые (удостоятся сего. И дает ответ): «Неповинен рукама и чист сердцем» (Пс. 23:4). Поэтому мы, как это открывает Дух Своим действием, должны полностью отсечь от себя (всякий) грех, совершаемый делом, словом, мыслью или помыслом, и, ревностно молясь и уповая с верой, ежедневно поспешать к совершенной чистоте Божией".

 "Господь знает немощь человеческую, что человек скоро превозносится; потому останавливает его, и попускает ему быть в непрестанном упражнении и волнении, - говорит преподобный Макарий. - Кто смиряет себя перед Богом и людьми, тот может сохранить данную ему благодать... Смиренный никогда не падает, да и куда ему падать, когда он ниже всех?"

  А из этого слова, сказанного для монашествуюших, во многом полезно и для всех: "Как сказал Сам Господь: «кто хочет быть первым и большим между вами, будь из всех последним, всем слугою и всем рабом...» (Мк. 9:35, 10:43, 44), не гоняясь за славой, честью или похвалой, но стремясь лишь к служению и житию вместе с братиями по сказанному: служа со всем усердием, «не с видимою только услужливостью», как человекоугодник, но как раб Христов (Еф. 6:6, 7), отдавая себя тесному пути и узкому проходу (Мф. 7:14). Будучи ревнителем Царства (Небесного, монах) охотно и с радостью берет на себя легкое и благое иго Господа (Мф. 11:29, 30); он доставляет себе великое спасение, если с долготерпением пребывает до конца в этом прекрасном и душеполезном рабстве. Рассматривая всех (братий) как господ, родственников во Христе и наследников Царства (Небесного), во всем подчиняясь каждому, особенно предстоятелям и подъемлющим тяготы забот о добродетели, он всегда считает себя должником относительно служения братиям с любовью и простотой по сказанному: «любовью служите друг другу» (Гал. 5:13) и «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» (Рим. 13:8)".

  "Обитель, или упокоение Духа, есть смиренномудрие, любовь, кротость и прочие заповеди Господни".

  Да поможет нам Господь следовать, каждому в свою меру, советам и наставлениям великого подвижника и Богоносного отца - преподобного Макария Египетского!

 Цитаты приводятся по источнику: https://svyatye.com/otec/Prepodobnyi-Makarii-Velikii/1.html

https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Velikij/velikoe-poslanie-i-slova/#0_2

Фотогалерея: