Вечером 18 января 2020 года, в канун праздника Богоявления (Крещения Господня), в нашей обители состоялось праздничное богослужение, которое совершило монастырское духовенство. В храме молились настоятельница нашего монастыря игумения Викторина (Перминова) с сестрами и прихожане обители.
Служба праздника Богоявления создавалась многими отцами Церкви. В V веке святитель Анатолий, архиепископ Константинопольский, в VII веке святители Андрей и Софроний Иерусалимские, в VIII веке святые Косма Маиумский, Иоанн Дамаскин и Герман, патриарх Константинопольский, в IX веке святой Иосиф Студит, а также преподобный Феофан Начертанный, епископ Никейский, составили песнопения на праздник Крещения Христова, до сих пор воспеваемые Церковью. Так, первые три стихиры на "Господи воззвах" на Великой вечерне являются творением преподобного Иоанна Дамаскина; на литии пять стихир принадлежат преподобному Косме, епископу Маиумскому; из канонов один принадлежит преподобному Косме, а другой – преподобному Иоанну Дамаскину; из хвалитных стихир четыре первые – святителю Герману, патриарху Константинопольскому, а две последние – святителю Анатолию. Святые авторы, посредством составленных ими песнопений, передают молящимся глубокие размышления и святые чувства, которые каждый в свою меру может усвоить, углубляясь в смысл богослужения и исполняя Евангельские заповеди.
В богослужебных песнопениях мы слышим как Господь Иисус Христос обращается к Своему Предтече: «Пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию и очищающаго всех. Прикоснися Божественному Моему верху (головы) и не усумнися. Прочее остави ныне, ибо исполнить приидох правду всякую». Схиархимандрит Иоанн (Маслов) пишет: "Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения. В песнопениях широко использовано пророчество св. Псалмопевца (псалом 113) о том, что Иордан остановит свое течение «от Лица Господня»: «Днесь псаломское пророчество конец прияти (исполниться) спешит: море бо, рече, виде и побеже, Иордан возвратися вспять, от Лица Господня, от Лица Бога Иаковля, пришедша от раба прияти Крещение».
В песнопениях всесторонне и трогательно описываются те переживания, которые испытывает Предтеча, увидев Христа, пришедшего креститься у него. Иоанн Креститель слушавшему его народу указывает на пришедшего Иисуса как на ожидаемого всем Израилем Христа — Мессию: «Сей, избавляяй Израиля, свобождаяй нас от истления». И когда Господь просил у него крещения, «Предтеча затрепетал и громко воскликнул: как светильник может освещать свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды». «Хотя Ты и Младенец от Марии, — говорит Предтеча,— но я знаю Тебя, Предвечного Бога»".
В праздничном богослужении подчеркивается неизреченное смирение Крещающегося Господа: "Водами Иoрданскими одеялся eси, Спасе, / одеяйся Светом, яко ризою, / и приклонил eси главу Предтечи, Иже небо измеривый пядию. / Да обратиши мир от лести и спасеши, / яко Человеколюбец". Лесть (то есть ложь, обман), отцом которой является враг нашего спасения, бывает раскрыта и обличена, когда выводится из мрака на свет. "Светом Истинным, просвещающим... всякого человека", именуется Господь.
Святитель Феофан Затворник в своем слове объясняет, в чем заключается лесть мира и врага-диавола: "Князь мира обещает простор и жизнь, и силу и довольство. Но у него нет ни силы, ни свободы, ни довольства, а только призрак их – и обольщенные им имя только имеют, что живы, свободны и довольны, а на деле суть обуморенные, томимые лишениями рабы. Поспешите, братия, стяжать навык к различению всего этого при свете Богоявления и не увлечетесь тем, что именуется только светом, и миром, и силою, а не есть, но паче устремитесь к Тому, Иже есть путь, истина и живот, правда же, и освящение, и избавление".
Богослужебные песнопения настолько глубоки, что даже короткая стихира может вместить в себя и описание всего празднуемого события, и воздействие происходящего на все творение Божие, и прославление Бога за Его дивный Промысл: "Днесь Христос на Иoрдан прииде креститися, / днесь Иоанн касается верху Владычню. / Силы Небесныя ужасошася, / преславное видяще таинство. / Море виде и побеже, / Иoрдан, видев, возвратися. / Мы же, просвещшеся, вопием: / слава явившемуся Богу, / и на земли виденному, / и просветившему мир".
Премудрости Наставник и смысла Податель да откроет для каждого из нас в праздничном богослужении то, что необходимо для нашей духовной жизни!
19 января 2021 г.
Фотогалерея: