17 янвабря 2021 года, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, в период предпразднства Крещения Господня и день празднования Собора 70-и апостолов на подворье нашей обители состоялось воскресное богослужение, которое совершил священнослужитель монастыря протоиерей Серафим Хайруллин. По завершении Божественной Литургии протоиерей Серафим поздравил молящихся с приближающимся праздником Богоявления и днем памяти 70-и апостолов Христовых и произнес проповедь на тему Евангельского чтения.
Сегодня мы слышали о том, как проповедовал на Иордане Креститель Иоанн. Это чтение из Евангелия от Марка в немногих словах говорит о главном - о том, что это была проповедь покаяния, что люди приходили ко Крестителю, исповедуя свои грехи, и что святой Предтеча приводил народ не к себе, но ко Христу, а самого себя почитал недостойным даже развязать ремень обуви Спасителя. Другой Евангелист, апостол Лука, чтобы охарактеризовать труды и проповедь святого Предтечи, приводит слова пророка Исайи: "Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие" (Лк. 3:4-6).
Евангелист Лука приводит и несколько примеров, как святой Иоанн понижал "горы и холмы" человеческой годости и, напротив, с любовью принимал смиренно кающихся и советовал, как принести деятельное покаяние. Креститель Господень стремился к тому, чтобы каждая душа сотворила достойные плоды покаяния. Он объяснял, что ни происхождение от Авраама, ни внешняя праведность не могут сами по себе дать спасения. Главное препятствие для покаяния святой Предтеча видел в человеческой гордости. Гордость и самоуверенность бывают свойственны не только тем, кто занимает высокое положение, как например книжники и фарисеи, но подчас и простым, живущим в безвестности людям.
Святой Предтеча не только "понижал горы", но стремился наполнить и "долы". Смирение, искреннее покаяние и стремление исправить себя всегда находили у него отклик. Он отвечал таким людям на их вопрос, что делать, чтобы принести плоды покаяния: "У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же". Этим простым, понятным и универсальным ответом каждому дается возможность принести по силе своей плоды покаяния.
К Предтече Господню обращались и мытари. Они брали у римских властей откуп, покупая право сбора налогов и сразу же выплачивая необходимую сумму: при этом оговаривалось, сколько они будут оставлять себе от сбора податей. Но проверить, соблюдают ли мытари указанные условия, было сложно, поэтому они часто злоупотребляли своим положением и были ненавидимы народом за неправедное обогащение. На вопрос, что им делать, Креститель не принуждал мытарей оставить их занятие, но советовал исполнять его честно, по совести, ничего не требуя более определенного им.
Ко Крестителю приходили и воины. Право носить и применять оружие не все из них использовали как должно, обижая и обирая тех, кто слабее. Святой Иоанни и от воинов не требовал оставления службы. Служение воина необходимо, но исполнять его нужно с честью, поэтому Креститель предлагает воинам совет: "Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем". И сейчас, при освящении воинского оружия, читается молитва, в которой говорится об его назначении для заступления "Церкви святыя, сирых и вдовиц...." Так святой Предтеча показывает, что в наших житейских делах мы не должны служить врагу и своим страстям, но, напротив, имеем возможность приносить Богу плоды покаяния и тем самым открывать путь для Господа в наши сердца и нашу жизнь.
Молитвами Крестителя Христова, да поможет нам Господь видеть наши горы самолюбия, гордости и эгоизма и, с помощью Божией, понижать их. В то же время, нам не нужно впадать в уныние и отчаяние, когда в нашем борении что-либо не получается, и мы в чем-то побеждаемся, но вновь и вновь продолжать стремиться к Богу и бороться со своими страстями и немощами. Также нам не следует отчаиваться в скорбных обстоятельствах, в напастях и болезнях, но нужно всегда помнить о том, что Господь всех нас любит, никого не оставляет и не отвергает и каждого готов спасти. И нам необходимо с любовью относиться ко всем, кто находится рядом с нами.
17 января 2021 г.