Праздник Богоявления. Размышления святых Отцов и подвижников благочестия о трезвении и молитве.

  Предлагаем Вашему вниманию беседу настоятельницы нашей обители игумении Викторины (Перминовой) с сестрами, посвященную празднику Богоявления Господня, а также духовным деланиям, с которыми святые Отцы и подвижники благочестия советуют проводить жизнь и встречать великие праздники.                                                                  

Обитель перед Богоявлением. Собор, колокольня и сестринский корпус.

Обитель перед Богоявлением. Собор, колокольня и сестринский корпус.

   Приближающийся праздник Богоявления или Крещения Господня – особенный. В день явления на Иордане Пресвятой Троицы и Крещения нашего Спасителя освящается естество вод. В это время по-особому звучат призыв святого Предтечи к покаянию и слова Христа: «Подобает нам исполнити всяку правду» (Мф. 3, 15). По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, Господь «под правдою разумеет закон. Природа человека, говорит, проклята, потому что не могла исполнить закона. Поэтому Я исполнил и другие предписания закона. Остается Мне – это креститься. Исполнив это, Я освобожу естество от клятвы. Ибо это приличествует Мне» [1]. «Если Безгрешный Сын Божий, не имевший нужды в Крещении, исполнил всякую правду ради нас, то и мы должны исполнять все заповеданное в Евангелии, – говорил духовник нашей обители протоиерей Борис Николаев. – Господь, став Человеком, Сам прошел этим путем и оставил нам пример. От нас же требуется только желание, труды и усердие, а все недостающее восполнит Господь. “Идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин”».

     «Днесь вод освящается естество». Все творение Божие радуется, и только «един стенет тьмы предстатель». Враг нашего спасения стонет и сетует, потому что не переносит действующей в мире Божественной благодати, и ищет место, откуда благодать удаляется по грехам людей. Вспоминается, как наш духовник перед каждым праздником предупреждал нас: «Сестры, скоро праздник. Будьте внимательны, не принимайте греховных помыслов. Старайтесь не раздражаться ни на кого, сдерживайте себя, не отвечайте на обидное слово, чтобы от малого уголька не вспыхнул пожар, прощайте обиды. В повседневных делах не увлекайтесь суетой. Внимайте церковной службе, которая подготавливает нас к празднуемому событию, молитесь внимательно в келье, думайте и делайте доброе и благословенное, ибо “сеяй о благословении о благословении и пожнет”, храните внутренний мир». Поэтому в дни праздничные трезвение необходимо нам даже более, чем в обыденной жизни. Хотелось бы поговорить о трезвении и бодрствовании, к которым призывал Сам Господь, Его Предтеча и все святые отцы Церкви.

     «Трезвение противодействует самым началам греха: помыслу и чувствованию греховным. Трезвение совершает заповеди в самых началах человека: в помыслах и чувствованиях… Трезвение есть необходимая принадлежность истинного душевного делания, при которой вся видимая и невидимая деятельность… совершается по воле Божией, единственно в благоугождение Богу, охраняется от всякой примеси служения диаволу», – пишет святитель Игнатий Брянчанинов. В своих письмах наставник современного монашества и всех, желающих спастись, разъясняет, с чего начинается трезвение: «Для успешного прохождения духовной жизни необходимо оградить себя вовне и внутри поведением самым осторожным и благоразумным, бодрствовать и внимать себе, так как из-за малой неосторожности и самонадеянности может возникнуть решающее для жизни последствие. Поскольку вся деятельность человека руководится образом его мыслей, ум должен быть всецело проникнут евангельской истиной: “Обыкновенно люди считают мысль чем-то маловажным: потому что они очень мало разборчивы при принятии мыслей. Но от принятых неправильных мыслей рождается все злое”»[3].

   В книге «Аскетические опыты» святитель Игнатий говорит о важности хранения ума и чувств: «Ум должен быть храним в тишине и преданности воле Божией. Необходимо воздерживаться от эмоциональных порывов, от всего, что лишает внутреннего мира, лишь при котором возможна полноценная бдительность души. Особенно требуется хранить себя от рассеянности и мечтательности, поскольку “всякая мечтательность есть скитание ума, вне истины, в стране призраков несуществующих”, от этого происходит «утрата внимания к себе, рассеянность ума и жесткость сердца при молитве; отсюда – душевное расстройство» [4].

     Святитель Феофан Затворник, современник святителя Игнатия, отмечает закономерную и неразрывную связь между молитвой и трезвением. Без трезвения не может быть истинной молитвы, и молитва, в свою очередь, способствует трезвению и ограждает человека от всякого зла. Эта закономерность прослеживается в творениях святых отцов и учителей Церкви – делателей молитвы. Святитель Феофан даже составил специальный сборник «Святые отцы о молитве и трезвении», где привел многочисленные подтверждения этой мысли из святоотеческих творений. Предлагаем вниманию читателя некоторые краткие выписки из этого сборника.  

     Святитель Василий Великий рассуждает: «Можно ли достигнуть нерассеянности во всем и во всякое время, и как сего достигают? — Что сие возможно, показал тот, кто сказал: «очи мои выну ко Господу» (Пс.24:15), и: «предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» (Пс. 15:8). …Для сего не должно давать душе времени быть праздною от помышления о Боге и о Божиих делах и дарах, также от исповедания и благодарения за все… Вся жизнь да будет временем молитвы». Поясняя последние слова святителя Василия, наш духовник отец Борис говорил, что молитва – это не только время предстояния перед иконами или в Церкви за богослужением. Это постоянное пребывание в присутствии Бога, «хождение перед Богом» во всякое время, на всяком месте и за каждым делом. Когда человек будет жить именно так, то вся его жизнь может стать молитвой.

    «Откуда рассеянность и помыслы? Рассеянность происходит от праздности ума, незанимающегося необходимым, – объясняет святитель Василий Великий. – А ум остается в праздности и беспечности от неверия в присутствие Бога, испытующего сердца и утробы». Говоря о естественном стремлении человека к радости, празднованию и красоте, тот же Вселенский учитель пишет: «От природы в нас есть вожделение прекраснаго. Но что досточуднее Божией красоты? Какое представление приятнее Божия благолепия? Какое желание душевное так живо, и неудержимо, как желание пораждаемое Богом в душе, очищенной от всего худого, которая с истинным расположением говорит: "уязвлена есмь любовию" (Пес.пес.2,5)? Подлинно неизреченны и неописанны молниеносные блистания Божией красоты; ни слово не может выразить их, ни слух вместить. Наименуем ли блеск денницы, или светлость луны, или сияние солнца, – все это недостойно явить и малое подобие славы Божией, и в сравнении с истинным Светом далее отстоит от Него, нежели глубокая ночь и ужаснейшая тьма от полуденной ясности. Если красота сия незримая телесными очами, а постижимая только душею и мыслию, озаряла кого-нибудь из святых, и оставляла в нем неудержимое уязвление любви: то, тяготимые здешнею жизнию, говорили они: "увы мне, яко пришельствие мое продолжися" (Пс.119:5), "Когда прииду и явлюся лицу Божию" (Пс. 41:3)? "Возжада душа моя к Богу крепкому"  (Пс. 41:3) ». Итак, и это стремление может быть для нас побуждением к молитве.

     Святитель Иоанн Златоуст приводит такой яркий пример: «Как вода, когда течет по ровному месту и разливается широко, не поднимается вверх: когда же руки искусников утесняют ее всесторонними ограждениями, тогда она от собственного напора быстрее стрелы устремляется вверх: так и сердце человеческое, наслаждаясь всяким покоем, рассеивается и разливается; когда же обстоятельства утеснят его, тогда гнетомое оно воссылает горе чистые и усердные молитвы» [5].

     Поясняя слова святителя, протоиерей Борис говорил: «Лучше не дожидаться скорбных утесняющих обстоятельств, но в чем-то утеснять себя самому, то есть заниматься трезвением, следить за своим внутренним состоянием, воздерживаться от всякого зла и излишества, вовремя приносить покаяние, стараться исправляться на деле, снисходить к ближним. В случае осуждения или раздражения нужно вспоминать, в чем сам виноват перед Богом и людьми, и так можно погасить порывы этих пагубных страстей». Один из современных духовных наставников митрополит Афанасий Лимассольский говорит о том же, отвечая на вопрос о борьбе с раздражительностью: «Для начала мы должны говорить: “Что мне сделал другой человек? Он мне сделал что-то плохое. А я разве никогда не причинял ничего плохого людям? Сколько всего плохого я сделал другим? Сколько плохого я сделал пред Господом? Сколько я плохого своей душе сделал? И за все это я прошу прощения у Господа и прошу понимания, любви человеческой. Почему же я тогда не буду прощать своего ближнего?” И потом, мы должны знать, что всё, что происходит в нашей жизни, – в промысле Господнем находится. Если б Господь этого не разрешал, никто бы нам ничего плохого не сделал» [6].

Обитель перед Богоявлением. На переднем плане - храм свт. Иоанна Златоуста.

Обитель перед Богоявлением. На переднем плане - храм свт. Иоанна Златоуста.

   О связи молитвы и трезвения святитель Иоанн Златоуст рассуждает так: «Как город, неогражденный стенами, легко подпадает под власть врагов, по отсутствию всякой к занятию его препоны: так и душу неогражденную молитвами диавол легко берет в свою власть и наполняет ее всякими грехами. Около же тех, которые прилежат молитве, он не имеет никакого успеха. Видя душу, огражденную молитвами, он не дерзает близко подходить к ней, боясь силы, какую молитвы сообщают душе, питая ее более, чем хлеб питает тело. К тому же молящиеся усердно не допускают в себя ничего недостойного молитвы, но благоговеинствуя пред Богом, с которым только что беседовали, тотчас отражают всякие козни лукавого»

     О том же, что без трезвения не может быть истинной молитвы, святитель Иоанн пишет: «Когда молимся, тогда наипаче нападает на нас злобный к нам диавол. Видит он величайшую нам пользу от молитвы; почему всячески ухитряется сделать, чтоб мы воротились отсюда из церкви домой с пустыми руками. Знает он, добре знает, что если пришедшие в храм приступят к Богу с трезвенною молитвою, выскажут грехи свои и теплою сокрушатся о том душею, то отойдут отсюда, получив полное прощение: человеколюбив бо есть Бог. Почему предупреждает отвести их чем либо от молитвы, чтоб они ничего и не получили. И это делает он, не насилуя, но мечтаниями приятными развлекая ум и чрез то наводя леность к молитве.

     Сами виноваты мы, что самоохотно отдаемся в его сети, сами себя потому лишаем благ молитвы, — и никакого не имеем в этом извинения. Усердная молитва есть свет ума и сердца, свет неугасаемый, непрестанный. Почему враг бесчисленные помыслы, как облака пыли, ввевает в умы наши и даже такое, о чем мы никогда не думали, собирая, вливает в души наши во время молитвы. Как иногда порыв ветра, нападши на возжигаемый свет светильника, погашает его: так и диавол, увидев возжигаемым в душе пламень молитвы, спешит навеять оттуда и отсюда бесчисленные заботливые помыслы и не прежде отстает от этого, как когда успеет погасить занявшийся свет.

     В таком случае будем поступать так, как поступают те, которые возжигают светильники. Те что делают? Заметив, что подступает сильное дуновение ветра, они загораживают пальцем отверстие светильника и таким образом не дают ветру доступа внутрь, потому что, ворвавшись внутрь, он тотчас погасит огонь. Тоже и в нас. Пока совне приражаются помыслы, мы можем еще противостоять им; когда же отворим двери сердца и примем внутрь врага, то не сможем уже нисколько противостоять им. Враг, погасив в нас всякую добрую память и помышление святое, делает из нас коптящий светильник: тогда в молитве лишь уста произносят слова пустые. Почему как те, возжигатели светильников, палец налагают на отверстие светильника, так и мы заградим дверь сердца трезвенным помыслом, и тем пресечем злому духу вход туда, чтоб вошедши, он не погасил там света молитвы» [7].

     Преподобный Ефрем Сирин советует: «Не останавливайся на нечистых помыслах, чтоб не довели они тебя до срамного исполнения их на самом деле; но гнушайся ими, и отгоняй их от себя, чтобы ум твой был в покое. Молись Господу, чтобы просветил очи сердца твоего; “ибо невозможная у человека возможна у Бога” (Лк. 18:27). Становясь на молитву, не рассеивайся, чтоб не оказаться небрежным» [8].

Монастырь перед праздником Богоявления.

     Преподобный Иоанн Лествичник дает совет, как сосредотачиваться на молитве: «Напрягайся вносить, лучше же сказать, заключать мысль свою в слова молитвы. Если она, по младенчеству утомившись, падет, опять вводи ее туда; потому что уму свойственно непостояние (на одном). Постановить его на одном возможно только Тому, силою Коего все стоит. Если будешь неослабно подвизаться в сем делании (т. е. удерживать ум), то присетит и тебя Господь, и, полагая предел морю ума твоего, скажет ему в молитве твоей: “до сего дойдеши и не прейдеши” (Иов.38:11). Невозможно связать духа: но где Творец духа, там все покорствует Ему … Постой на тех словах, которые дают тебе умиленное сокрушение и божественную сладость; потому что тогда ангел твой хранитель вместе с тобою молится Богу» [9].

     Святой Иоанн Лествичник обращает внимание на то, что в особенности трезвение необходимо после молитвы. В дни церковных праздников, когда мы хорошо помолились, побывали на праздничном богослужении, есть опасность это состояние потерять. Если мы будем рассеянны, то невидимые враги быстро похитят плод нашей молитвы и осквернят нас злыми помыслами. «Помолившись, как должно, ожидай, что не должно, и стой мужественно охраняя плод свой, – наставляет преподобный Нил Синайский. – На это с самого начала ты поставлен, то есть чтоб “делати” и “хранити” (Быт.2:15). Поэтому сделав (совершив как должно молитву), не оставляй без охраны того, что стяжал трудом. Иначе никакой не будет тебе пользы от молитвы» [10].

     Чтобы наша молитва была должной, и чтобы лучше сохранились ее плоды, она должна совершаться со смиренномудрием, как пишет святитель Василий Великий: «Недостоин я, Господи, говорить пред Тобою; потому что весьма грешен, — более всех грешников грешен я» [11] .

     Трезвение, молитва и все духовные делания должны сопровождаться смиренномудрием и иметь своей целью угодить Господу, и тогда человек может достичь состояния, о котором говорит преподобный Нил Синайский: «Кто любит Бога, тот всегда беседует с Ним как бы с Отцом, отвращаясь от всякого страстного помышления» [12].

     Каждому человеку в жизни является Бог. Это не происходит так явно и торжественно, как видел Креститель Господень на Иордане, потому что наши грехи и своеволие являются медной стеной между нами и Богом. Но мы знаем, что Господь являлся праведному Аврааму и многим угодившим Богу, в том числе святым Русской Церкви – преподобным Александру Свирскому, Серафиму Саровскому и другим. А в нашей жизни явление Бога происходит через многообразные действия Промысла Божия, Таинства Церкви, внутренний голос совести, а также через наших ближних, в которых мы можем видеть Христа и служить им, как послужили бы Самому Христу. То, насколько мы будем чутки к голосу Божию в нашей жизни, к Божественному Промыслу, зависит от исполнения нами Божьих заповедей, от нашего трезвения и молитвы. И, как сказал преподобный Филофей Синайский, «где смирение, память о Боге с трезвением и вниманием и частая против врагов устремляемая молитва, – там место Божие, или сердечное небо, в котором полчище бесовское боится стоять ради того, что в месте сем обитает Бог» [13].

 

Игумения Викторина (Перминова)

Материал из архива сайта.

 

Примечания:

[1] Святое Евангелие от Матфея с толкованием текста блаженного Феофилакта Болгарского. М.: «Новая Книга», 1996. С. 50.

[2]. Приношение современному монашеству // Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. Т. 5. М., 1998. С. 265.

[3] Собрание писем святителя Игнатия, епископа Кавказского. М.; СПб., 1995. С. 436.

[4] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. Т. 1 // Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. Т. 1. М., 1996. С. 300.

[5] Феофан (Говоров), свт., Затворник. Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или о внимании в сердце к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/svjatye-ottsy-o-molitve-i-trezvenii/

[6] Митрополит Афанасий Лимассольский. Послушание нужно исполнять с радостью. http://monasterium.ru/publikatsii/2013-06-03-11-31-51/1925-poslushanie-s-radostyu/

[7] Феофан (Говоров), святитель, Затворник. Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или о внимании в сердце к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/svjatye-ottsy-o-molitve-i-trezvenii/ 

[8] Там же.

[9] Там же.

[10] Нил Синайский, прп. Слово о молитве // Добротолюбие. Т. 2. С. 212. Использованы материалы статьи: Диакон Валерий Духанин. Храни себя http://www.pravoslavie.ru/69152.html )

[11] Феофан (Говоров), свт., Затворник. Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или о внимании в сердце к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/svjatye-ottsy-o-molitve-i-trezvenii/

[12] Там же.

[13] Там же.