Приближается праздник Рождества Христова, и в храмах уже поется стихира: "Предпразднуем, людие, Христово Рождество и, вознесше ум к Вифлеему, вознесемся мыслию: и усмотрим Деву душевными очами, идущую родити в вертепе всех Господа и Бога нашего". "Возноситься мыслью к Вифлеему" нам помогает и природа - Божие творение. На подворье в зимние дни очень красиво: какое величие, мир и тишина на родных просторах под снежным покровом!
Возноситься мыслью к Богу и празднуемому событию помогают нам и события нашей жизни, как радостные, так и скорбные.
Вспомним, что предшествовало Рождеству Христову. Пресвятая Дева и святой праведный Иосиф Обручник должны были оставить свой дом и идти в Вифлеем, чтобы, по повелению Кесаря, участвовать в переписи населения, и происходило это тогда, когда приближалось время рождения Богомладенца. Им не нашлось места в человеческих жилищах, так как город и его гостиницы были переполнены, поэтому они остановились в пещере для скота, которая в богослужебных текстах именуется вертепом. Именно в таких трудных условиях, в безвестности, в тайне, когда почти весь мир был погружен в сон, совершилось великое и радостное событие Рождества Христова.
Пречистая же Дева все более совершенствовалась в смирении, преданности в волю Божию и любви ко Господу, восходила все выше по духовной лествице, и Ее добродетели сияли все ярче.
Святые участники священных событий показали нам пример преодоления трудностей, ведь в правильном преодолении трудностей и невзгод кроется духовный плод, который мы можем получить.
Какая польза проистекает от перенесения трудностей для нас? Святые отцы говорят об этом так:
"...Сами бедствия приносят пользу с верою стойко переносящим их: для погашения грехов, для упражнения, для испытания, для реального постижения бедственности этой жизни, для пламенного побуждения духовной жажды и постоянного искания оного, во веки пребывающего, усыновления и Искупления и воистину новой жизни и блаженства", - свидетельствует святитель Григорий Палама.
Святитель Николай Сербский говорит, что скорби и невзгоды — дешевая плата за Царство Небесное. В письме молодому человеку, который жил неправедно, но однажды был замечен в каком-то мелком проступке, и, убегая, сломал ногу, святитель написал в утешение: "Ты заплатил за душу ногой. Недорого заплатил. Будь уверен… Дешево ты заплатил, ибо отдал ты тлен за драгоценный жемчуг". Царство Божие теперь для стало ближе для этого человека ввиду терпения своей болезни и переосмысления неправедно прожитых лет.
"Кто принял крест свой, отвергшись себя, тот примирился с самим собою, с обстоятельствами своими, с положением своим, внешним и внутренним, тот только может разумно и правильно последовать Христу", - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).
Святитель Григорий Богослов обращается к последователям Христовым: "Особенно же не будет для нас трудно с терпением переносить бедствия и стать выше многих во время скорби, если размыслим, что обещали мы Богу и чего надеялись, когда вступали в любомудренную жизнь. Богатства ли? Веселостей ли? Благоденствия ли в сей жизни? Или противного сему: скорбей, злостраданий, тесноты, того, чтобы все переносить, все терпеть в уповании будущих благ? Знаю, что сего, а не первого ожидали мы. Поэтому боюсь, не нарушаем ли заветов своих с Богом, когда одно иметь домогаемся, а другого надеемся. Не будем же отказываться от своей купли, понесем одно, чтобы сподобиться другого. Нам причинили скорбь ненавистники? А мы соблюдем душу от раболепства страстям. Через сие одержим верх над оскорбившим".
Святитель Иоанн Златоуст разъясняет, с каким устроением нужно преодолевать трудности: "Если мы за то благодарим Бога, за что другие злословят, от чего приходят в отчаяние, то смотри, какая здесь мудрость: во-первых, ты возвеселил Бога; во-вторых, посрамил диавола; в-третьих, показал, что случившееся ничто... Если ты благодаришь, то диавол, как не получивший никакого успеха, отступает, а Бог, как принявший честь, в награду воздает тебе большую честь. И не может быть, чтобы человек, благодарящий в несчастии, страдал. Душа его радуется, делая благое, имея чистую совесть, она услаждается своими похвалами. Нет святее того, кто благодарит Бога: он поистине ничем не отличается от мученика и получает такой же венец. Ведь и у него стоит диавол, принуждающий отречься от Бога богохульством, терзающий мучительными мыслями, помрачающий душу скорбью. Итак, кто перенес скорбь и благодарил Бога, тот получил венец мученический".
"Только тот, кто проводит земную жизнь, как странник, по образу мыслей, по сердечному ощущению, по истекающей из них деятельности, может непрестанно славословить и благодарить Бога, - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). - С креста мы способны исповедовать и славословить Бога, в благополучии мы способнее к отвержению Его".
"<Богу> предоставим время прекращения бедствий, а сами будем только молиться, сами будем жить благочестиво, - призывает святитель Иоанн Златоуст, - потому что наше дело — обратиться к добродетели, а прекратить бедствия — дело Божие".
"Все мои беды происходят в невидимой моей мысли и в невидимом сердце моем, потому невидимый же нужен мне и Спаситель, ведущий сердца наша", - рассуждает святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Да поможет и нам Господь с миром и благодарностью Ему за все достигнуть светлого праздника Рождества Господа и Спасителя нашего!
2 января 2021 г.
Цитаты взяты из источников: https://svyatye.com/otcy/O-bedakh/1.html