В обители почтили память духовника монастыря. Ночное заупокойное богослужение

В ночь на 29 декабря 2020 года, в день памяти преподобной Софии Суздальской и 15-летие со дня блаженной кончины духовника обители протоиерея Бориса Николаева, в нашем монастыре состоялось ночное заупокойное богослужение, которое совершил протоиерей Серафим Хайруллин. За богослужением молились настоятельница нашего монастыря игумения Викторина (Перминова) с сестрами. За Божественной Литургией молящиеся причастились Святых Христовых Таин.

 Мы молились об упокоении души нашего приснопамятного духовного отца, и в этом году сложилось так, что это была ночная уединенная молитва.  Нам вспомнилось, как батюшка совершал в обители богослужения или молился за службами, а мы находились рядом с ним, и как легко и благодатно было молиться. Так происходило потому, что отец Борис жил в Присутствии Божием и чувствовал Горний мир, и это невольно передавалось окружающим, кто насколько мог вместить.

 Вспоминаются и высказывания батюшки о молитве:

"Молясь, мы должны понимать и осознавать, перед Кем мы предстоим и что испрашиваем себе в молитвах, о  чем молимся. Когда мы произносим на молитве рассеяно лишь слова, то творим небогоугодную молитву. Подобное «искушение от мира» может быть на всех степенях совершенства духовной жизни; истинная же молитва, или как называют ее святые отцы «должная», приобретается путем духовного делания, то есть за счет внутреннего внимания и усиленной работы над самим собой. Когда человек молится искренно, хотя бы даже своими словами и о душевном, но с усердием – он уже стоит на пути к истинной, должной молитве".

 "Четыре качества истинной молитвы: покаянность, благоговейность, внимательность и неспешность, взаимосвязаны: от одного рождается другое, следующее за ним качество. От неспешного произнесения молитв появляется внимание к произносимому; от внимания рождается сознание, перед Кем предстоит молящийся, и благоговение к Святыне, а, в свою очередь, сознание, Кому мы молимся (то есть Безгрешному, Чистому, Святому Богу), полагает в душе начало покаянному чувству, приводит ее в сокрушение о грехах, и молящийся уже не одними лишь устами произносит молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному» (Лк. 18:13)".

 "Молитва ( в том числе и молитва Иисусова) должна быть в русле исполнения воли Божией, заповедей Его. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!»,  войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21). В противном случае, употребление молитвы Иисусовой и любой другой, даже искреннее, не принесет плодов и духовной пользы".

 "Прежде чем приступить к молитве и обратиться к Богу, молящийся должен создать в себе самом мир и покаянное настроение. Наша молитва должна совершаться в Евангельском духе и быть исполненной святыми, добрыми чувствованиями и благожелательным отношением к нашим ближним. Молитва за врагов – это смиренное прошение о том, чтобы Милостивый Господь сделал врагов нашими друзьями, но ни в коем случае не просьба об отмщении за нас и наказании их".

 "Господь всегда расположен помочь человеку, желающему добра, каким бы он ни был. В   древние времена язычники молились своим богам: они заблуждались, отступив от истины, но, тем не менее, их верования были своего рода Богоисканием ветхозаветного человечества, людей, «седящих во тьме… и сени смертной» (Ис. 9:1-2), в душах которых жила и теплилась неугасимая искра духа. И если эти люди в своих молитвах просили о добром, то их слышал Истинный Бог, исполняющий «во благих»  желание человека. Не тем ли более Он, Господь наш, сказавший: «Просите и дастся вам; ищите и обрящете; толцыте и отверзется вам» (Мф. 7:7), должен услышать и помиловать православно верующих в Него, «вопиющих к Нему день и нощь» (Лк. 18:7).

 "Основная главнейшая молитва православного христианина есть молитва книжная, изложенная в православных молитвословах, то есть определенная и благословенная Православной Церковью. Отцы Церкви строго предупредили об этом молящегося, поскольку самоизмышленные молитвы, как бы красивы они ни были, являются произведением падшего разума, а молитвы, составленные святыми отцами, православны по духу и содержат правильные, «непрелестные», глубокие и святые мысли и чувствования, которые желательно бы усвоить (доброй христианской жизнью соделать своими собственными) каждому из нас".

 "Чтобы слова молитв  и покаянные и благодарственные чувства, которыми они исполнены, стали воистину нашими, исходящими из сердца, нужно с ними сродниться жизнью, исполняя заповеди Божии, и их исполнением, приближаясь к Царству Живого Бога. Желательно также, по совету святителя Феофана Затворника, в свободное время прочитать положенные на правиле молитвы, «обдумать и обчувствовать», узнать объяснение, толкование тех слов и мест, которые могут быть неясными, непонятными".

 "Молитва есть начало нашего Богообщения. До грехопадения человека весь Эдемский рай, в котором он жил, был для него собственно Храмом, в котором Бог беседовал с безгрешными людьми, как Отец с детьми... Но после нарушения заповеди Божией и изгнания из рая сладости, молитва приобрела для человека свой настоящий смысл и великое значение, как смиренное, покаянное, благоговейное обращение к Богу, испрашивающее у Него прощение, покров и защиту падшему и немощному созданию, желающему возвратиться от греховной тьмы к Невечернему Свету".

 Да поможет и всем нам Господь в молитвенном делании, чтобы приблизиться к молитве истинной, богоугодной, совершающейся в русле исполнения святых Заповедей и воли Божией!

29 декабря 2020 г.

Фотогалерея: