Накануне празднования памяти преподобной Софии Суздальской в нашей обители совершено всенощное бдение

Вечером 28 декабря 2020 года, накануне празднования памяти преподобной Софии Суздальской и 15-летия со дня блаженной кончины духовника обители протоиерея Бориса Николаева, в нашем монастыре состоялось всенощное бдение, которое совершило монастырское духовенство. За богослужением молились настоятельница нашего монастыря игумения Викторина (Перминова) с сестрами и прихожане.

 29 декабря - особый для обители день. В этот день празднуется память постриженницы монастыря - великой княгини и преподобной жены, своей подвижнической жизнью, смирением и жертвенностью достигшей святости. Жизнь преподобной Софии, предпочетшей вечную Христову красоту  и отказавшейся от земной славы и "красоты самодержавства", глубоко назидательна. 

 Также мы вспоминаем нашего дорогого духовного отца, полагавшего душу за своих чад. Жизнь протоиерея Бориса была действительно знаменной - такой, какой должна быть жизнь Христианина с большой буквы. В сердцах знавших батюшку остались его любовь, смирение, послушание, долготерпение, удаление от человеческой славы и многие другие добродетели. Духовный облик батюшки многогранен, и, конечно же, каждый из общения с ним вынес свои уроки.

 Отец Борис говорил: "Творящий волю Божию никогда не будет забыт и оставлен Богом – ни в земной жизни, ни в будущем веке. Все люди обременены грехами и немощами, но нельзя говорить вместе с некоторыми новообращенными «ревнителями», что все грешники пойдут в геенну. Стремящиеся к Богу, немощствующие, но кающиеся, не погибнут: Господь будет вести их к Себе в Свое Царствие и спасать, промышляя о них полезное. «В Дому Отца Моего обители мнози суть» (Ин. 14:2) - сказал Спаситель. Состояние душ различно, но Всемилостивый Господь желает спасти каждую душу, которая Его призывала и сотворила хоть немного доброго. Никакое, даже самое маленькое, незначительное добро не забыто у Бога, ни одна слезинка, пролитая в скорби о содеянных беззакониях, не остается незамеченной Всевидящим Оком".

 Батюшка говорил о духовной жизни: "Духовная жизнь есть такой образ земной жизни человека-христианина, когда дух человека, занимая господствующее положение в отношении души и тела, направляет их деятельность при помощи благодати Божией в сторону жизни вечной, то есть Царствия Божия. Чтобы правильно и успешно шествовать по узкому пути духовной жизни, нужно иметь верную цель – Царствие Божие, приближение к Богу, Богопознание, - а также понимать, что эта цель достижима по  мере очищения сердца человека от греховной скверны, страстей и духовного возрастания подвижника в добре (или в добродетелях), что невозможно без благодатной помощи Свыше. Только чистые сердцем Бога узрят".

 Отец Борис учил трезвению, которым занимался сам: "Можно быть христианином по вере, но духовной жизнью не жить. Можно молиться Богу и трудиться ради Господа, но и то и другое должно иметь свою осмысленность: эту осмысленность и глубину каждому деланию придает именно трезвение, и только оно.

 Трезвение непосредственно связано с внутренним вниманием, которое по сути есть  самонаблюдение. Человек непрестанно следит не только за совершаемыми им действиями, анализируя их, но, опережая действие, научается видеть возникающие помыслы и душевные движения, различая их, одни - отревая, а другим - следуя. Учение о трезвении зиждется на основании Священного Писания и святоотеческих правил: Священное Писание и творения святых отцов есть то зеркало, в котором подвизающийся видит, насколько его мысли, чувствования и поступки соответствуют  или не соответствуют заповедям Божиим и вообще духу Православного христианства. Но, чтобы вполне овладеть этим «Художеством», мало только знания и чтения Священного Писания и святоотеческих  творений (поскольку не все написанное мы можем правильно понять и воспринять), здесь необходим  также опытный и «непрелестный» духовный наставник, проходящий путь духовного делания".

 Часто вспоминаются слова батюшки о духовном пути: "Духовная жизнь подобна восхождению по скользкому склону горы. Подвизающийся, поддерживаемый Божественной благодатью, совершает восхождение «неспешной стопой» (Батюшка приводил в этом случае строку из стихотворения о преподобном Серафиме Саровском: «Движется старец неспешной стопой»), «старческим» шагом, осторожно, но твердо ступая по скользкому скату. Он продвигается к вершине лишь потому, что его поддерживает Господь.

 Как только человек впадает в гордость и самонадеяние, думая, что он уже высоко поднялся («а можно бы взобраться и еще выше»), и начинает, приписывая себе и своим силам и способностям то, что ему  и им не принадлежит, делать «рывки» и «скачки» вверх, Любящий Господь, не желающий гибели подвижника, отнимает благодатную поддержку от восходящего, и он, лишенный помощи Божией, не только не может более идти вверх, но спускается все ниже, «скатываясь» по склону горы до тех пор, пока не осознает своей немощи и не смирится перед Богом. Смиренное состояние души сразу же привлекает Божественную  милость и помощь. Рука Господня останавливает человека в его падении и вновь дарует ему Свою Благодать. В таком случае подвижник вынужден продолжать восхождение с того места (или с той ступени), куда он ниспал. Наученный горьким опытом, он старается впредь полагаться более на Господа, а не на свои труды и подвиги, как бы велики они не были. Как гласит народная мудрость: «Без Бога – ни до порога»".

 Пятнадцать лет прошло со дня кончины батюшки, но в стольких сердцах остался его духовный облик и наставления!  Вечная память приснопоминаемому протоиерею Борису!

Митрофорный протоиерей Борис Николаев совершает всенощное бдение в нашей обители. Полиелей. Фото из архива монастыря

 Молитвами преподобной Софии, да поможет всем нам Господь со вниманием и смиренным устроением проходить путь духовной жизни!

28 декабря 2020 г.