Проповедь протоиерея Серафима Хайруллина в Неделю святых праотец
Сегодня мы слышали Евангельское чтение о званных на вечерю. Святитель Феофан Затворник так рассуждает на тему сегодняшнего чтения и на слова Спасителя о том, что много званных, а мало избранных. Он отвечает на вопрос, кто такие званные и избранные. Званные – это все мы, христиане, и те, кто был до нас и будет после нас. Избранными являются те из христиан, которые не только веруют в Бога, но и стремятся жить по вере, кто в своей жизни воплощает Евангельские заповеди, христианскую любовь. Следовательно, избранничество – наш добровольный выбор, который зависит от нас самих.
В первохристианские времена для того, чтобы узнать о Христе, нужно было услышать слово проповеди о Нем, что само по себе было сопряжено с многими трудностями, ведь христианство было гонимо. Услышав же о Христе и приняв веру, находящиеся в языческой среде новообращенные, еще недавно язычники, поспешествуемые Божественной благодатью, все же должны были прикладывать усилия, чтобы пересмотреть свое мировоззрение, изменить себя, свою привычную жизнь. Сегодня слово о Христе распространяется по всему миру. Есть люди, которые от рождения являются христианами и имеют возможность впитывать веру с молоком матери. И кажется, что в таком случае люди должны из поколения в поколение становиться лучше, делать меньше ошибок, учитывая опыт предшествующих поколений. Почему же это происходит не везде, не во всех семьях? Это зависит от того, насколько прочно заложен фундамент внутренней жизни, внутреннего христианства, насколько человек принимает дух Христов и проникается им.
Уже в ХIХ столетии Феофан Затворник говорит о том, что в школу проникают не только нехристианские веяния и обычаи, но и умаляется значение нравственности. Когда неутвержденные в добре юные души и вовсе оказываются вне стен школы, посреди греховного мира, то они, если не обретают духовной опоры, и им нечего противопоставить отрицательному влиянию, предаются страстям, ибо природа человека является падшей. В таком случае христианский дух начинает уходить, и его замещает дух мира сего.
Чем меньше мы воспитываем детей в правильном духе, чем меньше сами являем пример истинно христианской жизни, тем меньше христианского духа и в обществе, и тем больше мир захватывает не только наших детей, но и нас самих. Если в жизни человека христианский дух подменяется духом мира сего, то от христианства остается одно название. И каждый из нас, хоть и именуется христианином, но замечает по собственной жизни, что не все его дела и поступки совершаются в духе Христовом. Поэтому нашей задачей является приобретение истинного христианского устроения, проникновение Евангельским духом. Мы должны стремиться к тому, чтобы все наши делания – исполнение Евангельских заповедей, молитва в храме и дома, участие в Таинствах, чтение Священного Писания, доброделание, милостивое отношение к окружающим людям – этому способствовали.
Будем же усердно молить Господа о том, чтобы стать истинными христианами. Мы все более приближаемся к Рождеству нашего Спасителя, и сегодня мы вспоминаем святых праотцев. Задолго до Рождества Христова они жили по-христиански. С верой в Бога и надеждой на Грядущего Спасителя, в чаянии полного примирения с Господом, они в ветхозаветные времена строили свою жизнь согласно христианским заповедям. Они не знали заповедей Христовых в том виде, в котором они открыты в Новом Завете. Но, как говорит Апостол, закон Божий написан в человеческих сердцах (ср. Рим. 2:16), и у каждого есть совесть, чему и следовали ветхозаветные праведники. Отдаленные не только столетиями, но и тысячелетиями от Рождества Христова, они не предавались унынию и нерадению, не малодушествовали, не лукавили, не оправдывали себя и не уступали духу мира сего, и если им случалось оступиться и согрешить, то приносили искреннее покаяние и исправляли жизнь. Своими поступками они свидетельствовали о своей вере.
Читая Священное Писание, мы призваны подражать вере и добродетелям праотцев – их надежде на Бога, стремлению к праведности и сердечной чистоте, любви к Богу и ближним, и тому, чтобы наша жизнь и поступки были согласны с нашей верой. Взирая на их пример непоколебимой веры, мы должны во всяком месте и во всякое время вести себя по-христиански, не делать того, что не позволяют нам вера и совесть, и совершать то, к чему призывает Господь, и что велит наш долг.
В преддверии наступления Нового года и Рождества Христова подумаем о том, что мы сделали или не сделали в духовной жизни, что у нас не получилось, и в следующем году постараемся не поддаваться духу мира сего с его условностями, но наоборот, служить для мира примером христианской жизни. Желаю всем в новом году духовных благ, доброго здравия, и чтобы мы пребывали с Богом, и тогда все в нашей жизни будет благополучно. Пусть Господь исполнит во благих наши добрые желания, в первую очередь, чтобы мы могли преодолеть свои страсти и недостатки, и пусть всем нам сопутствует помощь Божия!
Протоиерей Серафим Хайруллин
Материал из архива сайта