Ключ к радости в скорбях и испытаниях. Слова подвижников благочестия

Апостольское слово заповедует всегда радоваться (1 Фес 5:16). Но как можно радоваться и благодарить Бога, когда на душе cкорбь? И для чего ниспосылаются скорби и испытания? Святые Отцы и подвижники благочестия утверждают, что всегда радоваться  –  возможно. Этому способствует смиренное устроение души и принятие Божественной воли. Нужно понять, для чего нам посылаются скорбные обстоятельства и испытания, и рассматривать их с точки зрения вечности.

 По словам преподобного Анатолия Оптинского, жизненные испытания посылаются «для того, чтобы мы, во-первых, осознали свою немощь и смирились; во-вторых, для того, чтобы, увидавши свое бессилие и приражения врага, обратились к Богу, Помощнику в скорбях, обретших ны зело; а третье и главное – чтобы мы, перешедши огнь и воду, сделались искусны».

 Радоваться и иметь в душе мир мешают не обстоятельства жизни, а гордость. Скорби же и испытания умягчают сердце, делают его более чутким по отношению к окружающим людям и обращают духовный взор человека к Вечности.

 По словам приснопамятного архимандрита Кирилла (Павлова), «скорби уничтожают нашу гордость, смиряют – рано или поздно – самые ожесточенные сердца, и обращают их к Богу. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет (Пс. 33:19), – говорит святой пророк Давид. Души скорбящие не потому избранные Божии, чтобы Он любил видеть нас несчастными, а потому, что Он хочет, чтобы мы были не малодушны, но тверды и умели все претерпевать до конца. Ему приятно видеть, когда человек, одаренный душой бессмертной, предпочитает небесное земному и, минуя все временное, стремится прямо к Творцу и простирает духовный взор свой в вечность, в которой его настоящая жизнь. Ему приятно видеть, когда человек так смотрит на время, как то и следует существу бессмертному. Ибо избранник Божий, неся крест свой, непременно должен помнить, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2Пет. 3:8) и что время имеет значение только в здешней жизни, а потому, чем духовнее человек, тем менее обращает он внимание на все временное».

 Преподобный Амвросий Оптинский говорит, что «всегда люди жаловались на различные скорби и напасти и болезни, а в настоящее время, кроме других скорбей, все почти жалуются и на тяжелые обстоятельства. И удивляться этому не должно. Настоящая жизнь есть не что иное, как приготовление к жизни будущей».

 "Для того-то и предлежат на пути искушения, многие испытания, скорби, борения и пролитие пота, чтобы явными соделались те, которые действительно от всего произволения и всеми силами даже до смерти любили единого Господа, и при таковой любви к Нему не имели уже ничего иного для себя вожделенного. Посему-то и по правде входят они в небесное царство, отрекшись от себя самих, по Господнему слову, и паче дыхания своего возлюбив единого Господа; почему, за высокую любовь свою и будут вознаграждены высокими небесными дарами", - рассуждает преподобный Макарий Великий.

Святейший Патриарх КИРИЛЛ в нашей обители. 12 марта 2019 г.

 Оптинский старец преподобный Варсонофий отмечал, что «непрестанные скорби, посылаемые Богом человеку, суть признак особого Божия промышления о человеке. Смысл скорбей многоразличен: они посылаются Им для пресечения зла, или для вразумления, или для большей славы. Например, заболел человек и скорбит об этом, а между тем этою болезнью он избавляется от еще большего зла, которое он намеревался сделать».

 «Не полагайте, будто от других вам наносятся скорби, - увещевает преподобный Макарий Оптинский, -  нет, они извнутрь вас происходят; а люди суть токмо орудия, коими действует Бог в деле нашего спасения, к нашему очищению».

Игумения Викторина (Перминова) и Игумения Иулиания (Каледа) сопровождают Владыку Афанасия и показывают ему обитель

 По словам преподобного Никодима Святогорца, скорби для последних христиан являются неизбежным уделом, и именно посредством их душа очищается и бывает способна жить в Боге.

 Преподобный Макарий советует безропотно принимать тот крест, который посылает Господь: «Идя путем креста, не спеши и не выбирай, а принимай тот, который Господь тебе посылает».

Святейший Патриарх Алексий II в обители. Первые годы возрождения.

 «Самовольно вдаваться в скорби есть дерзость, гордыня, безумие, - предостерегает преподобный Никон Оптинский. - Принимай то, что посылает Бог».

 Оптинские старцы утешали людей в скорбях. Преподобный Никон писал: «Никогда не было, нет и не будет на земле беспечального места. Беспечальное место может быть только в сердце, когда в нем Господь… Плод скорбей в очищении души и ее духовном состоянии. Его надо хранить».

Архиепископ Феогност в нашей обители. 4 ноября 2020 г.

 «Всегда радуйтесь, поскольку зло, смерть, грех, диавол и ад побеждены, - пишет сербский подвижник и богослов преподобный Иустин Попович. - А когда все это побеждено, есть ли что-нибудь в этом мире, что может уничтожить нашу радость? Вы – совершенные господа этой вечной радости до тех пор, пока добровольно не предадитесь греху, страсти и смерти. Радость кипит в наших сердцах от Его истины, милосердия, правды, любви, воскресения, от Церкви и святых Его. Но есть еще большее чудо: радость кипит в сердцах наших от мучений за Него, насмешек ради Него и смерти за Него. В мучениях за неизменного Господа наши сердца исполняются неизреченной радостью, поскольку эти мучения вписывают наши имена на небеса, в Царство Божие. На земле, в человеческом роде, не существует истинной радости без победы над смертью, а победы над смертью не существует без воскресения, а воскресения – без всесильного Богочеловека Христа, поскольку Он есть единственная истинная радость для всех людей. Воскресший Богочеловек Христос, Победитель всех смертей, вечный Творец жизни и Основатель Церкви, непрестанно изливает эту единую истинную радость в души Своих последователей посредством святых таинств и добродетелей, и эту радость никто не может у них отнять… Наша вера исполнена этой вечной радостью, поскольку радость веры во Христа есть единственная истинная радость для человеческого существа… Эта радость – плод и порождение древа евангельских добродетелей и подвигов, а древо это питается благодатью святых таинств».

Сестры обители после богослужения. Лето 2018 г.

 «Бог, как Врач человеческих душ, по свойствам болезней определяет и характер лечения, чтобы, когда нужно, очистить глубоко вошедшую порчу, - рассуждает святитель Василий Великий. - Ясно это зная, будем всегда благодарить Его, даже если испытываем на себе сильное врачевание, очищаемые от разных видов нерадения».

 «Благодарящий Бога во время искушений обращает искушения в бегство,» - замечает авва Исаия.

  Святитель Василий свидетельствует: «Соединившиеся с Богом, хотя пребывают в пламени, как три отрока в Вавилоне, хотя заключены вместе со львами, хотя поглощены китом, должны и нами быть ублажаемы, и сами проводить жизнь в радости, не скорбя о настоящем, но увеселяясь надеждою на уготованное нам впоследствии».

 «Сердечная радость о Боге – предвкушение вечной радости, - говорит святитель Тихон Задонский, – Эта радость есть предвкушение вечной радости, некоторую часть которой истинные христиане чувствуют уже теперь. Тогда же совершенно насытятся «от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих» (Пс. 35, 9)... когда «возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом» и прочими патриархами, пророками, апостолами, мучениками и всеми благословенными «в Царстве Небесном» (Мф. 8, 11). Этого сладчайшего и совершеннейшего пира желают с Давидом: «когда приду и явлюсь пред лице Божие» (Пс. 41, 3).

 Святитель Иоанн Златоуст говорит о Первопричине истинной радости: «Праведники становятся блаженными вследствие своей радости. Они не услаждаются никакими житейскими благами, а одним только Богом...»

Матушка Игумения и сестры на подворье обители.

 Святитель Димитрий Ростовский пишет о том, что исполняющий заповеди Христовы и возрастающий в Божественной любви познает «яко благ Господь» и устремляется к Нему Единому: «Что же Он (Бог) предназначил любящим Его? Ничего иного, как только такое: «Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». Не говорит: дам любящим Меня царство, посажу их на престоле, дам в руки их скипетр, возложу на главу корону, приготовлю для них пир небесный, – ничего такого Он не предлагает Своему любезному любителю. Но что же? Только то и обещает, что «придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). Этим Он показывает нам, чтобы мы знали, что кто имеет истинную любовь к Богу, тот, кроме Самого Бога, не желает ничего: ни неба, ни венцов небесных, ни сладостей райских... Итак, пусть каждый ищет у Бога, чего хочет; любовь же ищет только Самого Бога, ищет больше всех, хотя бы и вечных, благ, и больше всякого создания: «мне благо: соединяться с Богом» (Пс. 72:28)».

 Да поможет нам Господь в обстоятельствах настоящей жизни духовно возрастать в благодарении Богу, духовной радости и любви во Христе!

10 ноября 2020 г.

 См. также: //mbrsm.ru/2020/08/04/igumeniya-viktorina-pobesedovala-s-sestrami-na-podvore-monastyrya/  

 Фото: Архив монастыря и Молодежки

 Цитаты приводятся по источникам:

https://pravoslavie.ru/61029.html

Помощник преподобного Сергия: Жизнеописание. Духовный алфавит архимандрита Кирилла (Павлова) — Ольга Соколова

http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/citaty/txt05.html

https://pravoslavie.ru/28877.html

https://svyatye.com/otcy/O-radosti/2.html

https://azbyka.ru/otechnik/

https://www.optina.ru/lection/76/