В день престольного праздника на подворье обители

В день празднования иконе Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радость" дождливая погода сменилась ясной, подворье и его окрестности озарило солнышко, напоминая о Воссиявшем от Девы Солнце Правды.

 Этот день, наполненный тихой духовной радостью, как бы призывает наши души стремиться к миру и кротости.

 "Кротость есть величайшая из добродетелей и потому причислена к блаженствам, - свидетельствует святитель Василий Великий, - ибо кроткие «наследуют землю» (Мф. 5, 5). Эта земля – Небесный Иерусалим, она не бывает добычей состязающихся, но предоставлена в наследие долготерпеливым и кротким".

"Подлинно нет ничего сильнее кротости, нет ничего могущественнее, - утверждает святитель Иоанн Златоуст. - Она вводит в нашу душу постоянный мир, заставляет ее стремиться к нему, как бы в пристань, и таким образом служит для нас источником всякого успокоения... Тогда особенно и нужно показывать – кротость, когда мы имеем дело со злобными и враждебными; тогда и открывается ее сила, тогда и сияют ее действенность, достоинство и польза".

"Приобретите кротость, - призывает преподобный Ефрем Сирин, - потому что кроткий украшен всяким добрым делом. Кроткий если и обижен – радуется, если и скорбит – благодарит, и гневных укрощает любовью".

"...Перенесение без смущения всего случающегося рождает кротость," - говорит преподобный авва Исаия. А святитель Иоанн Златоуст указывает на предыдущие Заповеди Блаженства, говоря, что кротость происходит от осознания своей духовной нищеты и сокрушения о грехах. Продолжая свою мысль, святитель рассуждает: "Кроткий, принимая на себя удары, остается твердым; во время ссоры спокоен, в подчинении веселится, не уязвляется гордыней, в уничижениях радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всеми живет в мире".

Святитель Григорий Богослов так разъясняет слова Нагорной проповеди Спасителя: "Тебя ударили в ланиту? Для чего же допускаешь, чтоб другая твоя ланита оставалась без приобретения? Если первая потерпела сие непроизвольно, не велика ее заслуга, и тебе, если хочешь, остается сделать нечто большее, а именно произвольно подставить другую ланиту, чтобы сделаться достойным награды. С тебя сняли хитон? Отдай и другую одежду, если она есть у тебя; пусть снимут даже и третью: ты не останешься без приобретения, если предоставишь дело сие Богу. Нас злословят? Будем благословлять злых. Мы оплеваны? Поспешим приобрести почесть у Бога. Мы гонимы? Но никто не разлучит нас с Богом. Он — единственное неотъемлемое наше сокровище. Проклинает тебя кто-нибудь? Молись за клянущего. Грозит сделать тебе зло? И ты угрожай, что будешь терпеть. Приступает к исполнению угроз? Твой долг — делать добро. Таким образом приобретешь две важные выгоды: сам будешь совершенным хранителем закона, да и оскорбителя твоего кротость твоя обратит к кротости же, и из врага сделает учеником, преодолев тем самым, что он взял над тобою верх".

Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует о том, что кротость не есть малодушие: "Кротость есть признак великой силы; для того чтобы быть кротким, нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу".

"За кротостью обыкновенно следует и незлобие, потому что кротость есть матерь незлобия. А в людях истинно кротких, не имеющих тяжелого нрава, не менее сего бывает и благости, потому что благость — основа кротости. Все же это, взаимно срастворенное и совокупленное вместе, производит из себя наилучшую из добродетелей — любовь", - пишет святитель Василий Великий.

 По словам преподобного Антония Великого, "кто незлобив, тот совершен и богоподобен. Он исполнен радования и есть покоище Духа Божия".

 Высочайший пример смирения и кротости мы видим в Царице Небесной. Ее неусыпными молитвами, да поможет Господь всем нам приобрести эти добродетели!

6 ноября 2020 г.

 Цитаты приводятся по источникам: Азбука веры . Заповеди блаженства

https://svyatye.com/otcy/O-krotosti/1.html