Подворье обители в конце октября

...Перед пасмурными осенними днями Господь послал теплую солнечную погоду. На подворье обители царит осень с ее яркими красками. Деревья и кустарники, травы и растения - все радует взгляд в преддверии холодного времени года.

  Окружающая природа говорит о том, что, несмотря ни на какие обстоятельства жизни, каждый день призывает нас к радости и благодарению Богу. Истинное покаяние чуждо духа уныния и отчаяния. Оно растворено тихой духовной радостью о Божественной любви и всепрощении. О таком покаянии сказал Сам Господь: "Блажени плачущии, яко тии утешатся" (Мф. 5:4). Продолжим же размышлять о Заповедях Блаженства, поучаясь в творениях Отцов и учителей Церкви.

 Говоря о тех слезах, которые происходят не от обиды и досады, а от сокрушения о грехах и сожаления о том, что оскорбил Всеблагого Господа, святитель Игнатий объясняет: "Причина слез – видение и сознание своей греховности... причина слез – нищета духа, будучи сама собою блаженством, она рождает другое блаженство – плач, питает, поддерживает, усиливает его".

 "Когда монах начинает понимать, что он слаб, ничтожен, немощен, а Бог все делает, – у монаха появляются слезы, он начинает плакать. Плакать из-за того, что своей гордыней оскорблял и оскорбляет Творца и Бога, Который не заслуживает никакой обиды, Который делает человеку только добро, Который есть Любовь и Милосердие. Когда человек начинает плакать о своих немощах, о том, что он оскорбляет Бога, тогда он восходит на вторую ступень духовного совершенства," - говорит Блаженнейший Митрополит Киевский Онуфрий.

 "Не плач происходит от слез, а слезы от плача, - говорит преподобный авва Дорофей. - Если человек, находясь среди других, отсекает свою волю и не обращает внимания на чужие грехи, то приобретает плач. Ибо чрез сие собираются его помыслы и, собираясь таким образом, рождают в сердце печаль по Бозе (ср.: 2Кор. 7, 10)"

 Преподобный Иоанн Лествичник называет такой плач радостотворным и пишет о нем: "Воздыхания наши и сетования вопиют ко Господу; слезы, происходящие от страха, ходатайствуют о нас; а те, которые от всесвятой любви, являют нам, что моление наше принято... С усилием держи блаженную радостную печаль святого умиления, и не переставай упражняться в сем делании, пока оно не поставит тебя выше всего земного и не представит чистым Христу". Под страхом Божиим святые Отцы более всего имеют в виду боязнь оскорбить Бога.

 "Оплакивание грехов своих доставляет мир и спокойствие," - говорит о плодах такого плача преподобный авва Исаия.

 "...Будем плакать только о грехе, - призывает святитель Иоанн Златоуст, - а все прочее – и бедность, и болезнь, и преждевременную смерть, и обиду, и клевету, и какое-нибудь другое из зол, постигающих человека, – все будем переносить благодушно".

 "Ты согрешил – плач изгладит грех, - говорит святитель Иоанн. -  Какой это труд? Ничего больше не требуется от тебя. Плачь о грехе. Не приказываю тебе ни рассекать море, ни выходить к пристани, ни путешествовать, ни отправляться в дальний путь, ни тратить деньги, ни вверяться бурным волнам. Но что? Поплачь о грехе".

 Преподобный Иоанн Лествичник рассуждает о том, что истинно кающийся ежедневно духовно празднует и радуется, и объясняет, какое покаяние приемлется Богом: "Благий и праведный наш Судия, как во всем, так без сомнения и в плаче, судит по мере сил естества; ибо я видел, что иные источают малые слезные капли, как капли крови, а другие без труда проливают целые источники слез. Но я судил о труждающихся более по труду, а не по слезам. Думаю, что и Бог так же судит...

 С богоугодным плачем часто сплетается гнуснейшая <в греческом переводе: безблагодатнейшая> слеза тщеславия; и сие на опыте благочестно узнаем, когда увидим, что мы плачем и предаемся гневливости... Видел я в некоторых плач, и видел других, которые плакали о том, что не имели плача. Сии последние, хотя и имеют плач, думают, что оного не имеют, и добрым неведением своим сохраняются от окрадения".

 Преподобный Симеон Новый Богослов призывает: "Возлюбим нищету духовную, то есть смирение, возлюбим непрестанный деннонощный плач, от которого ежечасно произрождается радость душевная и утешение изливается на тех, кои любят Бога. От плача водворяется и кротость в тех, кои подвизаются во истине. Которые плачут, те также алчут и жаждут правды и всеусердно ищут Царствия Божия, превосходящего всякий ум человеческий. И не это только, но и то, что иной делается милостивым и чистым в сердце, полным мира и миротворцем, также мужественным в искушениях, бывает от непрестанного плача. Плач производит в нас ненависть и ко всякому злу. Им возжигается в душе и божественная ревность, которая ни на минуту не дает человеку покоя, но, не допуская его склоняться на зло со злыми, устремляет на все доброе, исполняя вместе с тем душу мужеством и силою к претерпению всех искушений и скорбей".

 "Слеза правильная – тихая, – пишет святитель Игнатий Брянчанинов, – она изменит душу, не изменит лица, от нее не покраснеют глаза. Кроткое спокойствие – выражение лица".

 "Начало плача подобно возвращению блудного сына, - приводит Евангельский пример святитель Григорий Палама, - ибо и он делателя своего исполняет стыдением, и те же заставляет говорить слова: Отче, согреших на небо и пред тобою, и несми достоин нарещися сын твой (ср.: Лк. 15, 21). Конец же его подобен сретению и объятию Небесного Отца, коих, но богатству неизреченного благоутробия, сподобясь, сын не полняется радостию и дерзновением, лобзание приемлет и дает, входит в дом вместе с Отцем и с Ним трапезует, небесное при сем вкушая радование.

 Приидем же и мы, в блаженной нищете духом, припадем и восплачемся пред Господем Богом нашим (ср.: Пс. 94, 6), чтоб и прежние грехи омыть, и неподвижными на зло самих себя соделать, и причастия Духа Утешителя сподобиться и Им пребыть утешаемыми, Ему славу воссылая с Безначальным Отцем и Единородным Сыном, ныне и присно и во веки веков".

 "Истинная радость христиан состоит в Боге, - наставляет преподобный Тихон Задонский. - Это их сокровище, утешение, радость и увеселение...  Не может там не быть радости, где любовь, ибо любовь порождает радость, а «Бог есть любовь» (1Ин. 4, 8, 16); и потому где Бог со Своею благодатью, там и радость. А поскольку это сокровище, радость духовную, имеют внутри себя и всегда и везде носят ее в себе, то ничто ее отнять не может: ни счастье и несчастье мира сего, ни честь, ни бесчестие, ни богатство, ни нищета, ни болезнь, ни раны, ни скорбь, ни узы, ни темницы, ни сама смерть. Истинно же любящему Бога и страдать ради Любимого радостно... Так святые мученики с радостью себя предавали на мучение и на смерть за имя сладчайшего Господа Иисуса, как на сладкий духовный пир. И чем большую кто имеет любовь, тем большую чувствует в себе радость, тем безбоязненнее подвизается за имя Христа... 

  Явный знак любви Божией есть сердечная радость о Боге. Ибо что любим, о том и радуемся. Так и Божия любовь без радости быть не может. И насколько человек чувствует в сердце своем сладость любви Божией, настолько и радуется о Боге. Ибо любовь, как сладчайшая добродетель, без радости ощущаться не может. Как мед услаждает гортань нашу, когда вкушаем его, так увеселяет сердце наше любовь Божия, когда вкушаем и видим, «как благ Господь!» (Пс. 33, 9). Такая радость о Боге изображается во многих местах святого Писания, и особенно в святых псалмах. Эта радость духовная, небесная и есть предвкушение сладости Вечной Жизни".

 Да поможет и нам Всеблагой Господь научиться истинному покаянию, радоваться о Нем и благодарить Его за все!

31 октября 2020 г.

 

 Хор Богородице-Рождественского монастыря. Неувядаемый Цвет (псальма). напев Городецкого Свято-Никольского женского монастыря.

 

 Фотогалерея:

 

Цитаты приведены по источнику: Азбука веры . Заповеди блаженства

https://azbyka.ru/otechnik/

https://www.xpa-spb.ru/libr/Korzhevskij/puti-02.html