Солнечный осенний день в обители

 В обители - золотая осень. Последние дни октября выдались теплыми и солнечными. В монастыре так красиво, и, выходя из храма, сестры любуются осенним садом, желтеющей листвой деревьев и неотцветшими еще цветами. Осень - по-своему прекрасное время, напоминающее о принесении духовных плодов нашей жизни. Духовный плод, о котором говорит Апостол - любовь, радость, мир, долготерпение и другие добродетели возможно принести, только исполняя Христовы заповеди, первой ступенькой которых является смиренное осознание своей духовной нищеты. 

 "Блажени нищии духом..." Что говорят об этой Заповеди Блаженства Отцы Церкви? Святитель Тихон Задонский так пишет о нищете духовной: "Когда человек посмотрит внутрь своего сердца и рассудит о внутреннем состоянии своем, то увидит духовную нищету, более горькую, чем телесная. Ибо ничего он в себе, кроме бедности, окаянства, греха и тьмы, не имеет. Не имеет истинной и живой веры, истинной и сердечной молитвы, истинного и сердечного благодарения, своей правды, любви, чистоты, благости, милосердия, кротости, терпения, покоя, тишины, мира и прочих душевных благ. Так нищ и убог человек! Но кто имеет некое сокровище, от Бога его получает, а не от себя имеет; и благодати Божией, а не своей силе должен приписывать его".

 Святитель Григорий Нисский говорит о том, что человек должен обнищать худыми, злыми делами и помышлениями: "Кто добровольно обнищал от всего, представляемого порочным, и не отлагает в свои тайники ни одной диавольской драгоценности, но горит духом и этим собирает себе в сокровище нищету худых дел, тот, по указанию Слова, – в ублажаемой нищете, плодом которой является Небесное Царство".

"Нищета духа является от видения и сознания грехов и греховности своей, - поясняет святитель Игнатий (Брянчанинов). Святитель указывает путь к обретению этого Евангельского свойства: "Постоянное стремление к исполнению воли Божией мало-помалу истребит в нас удовлетворение собою и облечет нас в блаженную нищету духа... Бог внемлет молитвам одних вдовиц, то есть одних нищих духом, преисполненных сознания своей греховности, своей немощи, своего падения, чуждых самомнения, которое состоит в признании за собою достоинств, добродетелей, праведности... Видя постоянно возникающие в себе страсти, видя постоянное преобладание над собою греховных помыслов и мечтаний, приносимых духами, подвижник стяжевает нищету духа, заповеданную Евангелием, умерщвляется для мира, становится истинной вдовицей в духовном отношении и от сильнейшего ощущения вдовства, сиротства, одиночества, бесплодности с особенной неотвязчивостью начинает молитвой, соединенной с плачем... утомлять Неутомимого".

 Святитель Григорий Палама рассуждает: "Почему, сказав: «блаженны нищие». Господь прибавил еще: «духом»? Чтобы показать, что ублажения достойно собственно смирение души и что хотя и телесная нищета блаженна и ведет в Царство Небесное, но только если ее сопровождает смирение душевное, если она с ним тесно соединена и от него получает начало. Таким образом, ублажив нищих духом. Господь дивно показал, где корень и причина видимой нищеты святых, то есть в духе их. Дух, приняв в недро свое благодать евангельской проповеди, становится источником нищеты, орошающим «все лице земли» (Быт. 2, б), то есть нашего внешнего человека, и делающим его раем добродетелей. Такая нищета достойна ублажения от Бога. Ибо иной может быть нестяжателен и нищ, и притом произвольно, но ради славы человеческой. Такой человек не нищий духом, а лицемер. Лицемерие же рождается от самомнения, которое противно духовной нищете. Кто имеет дух сокрушенный и смиренный, тому невозможно не радоваться видимой нищете и смирению, ибо он считает себя недостойным славы, довольства, утешений и всего такого. Почитающий себя недостойным всего этого и есть ублажаемый Богом нищий... И все такие – из числа слышавших и последовавших за Господом Иисусом, Сыном Божиим, ибо Он сказал: «...научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). Поэтому их и Царствие Божие, ибо они – сонаследники Христовы".

  "Истинное смиренномудрие состоит в послушании и последовании Христу, - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) - «Если кто хочет идти за Мною, – возвещает святое Смирение, – отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Иначе невозможно быть учеником и последователем Того, Кто смирился до смерти, до смерти крестной. Он воссел одесную Отца. Он, Новый Адам, Родоначальник святого племени избранных. Вера в Него вписывает в число избранных, избрание приемлется святым смирением, запечатлевается святой любовью".

 Будем же и мы стремиться приобрести эту Евангельскую добродетель!

29 октября 2020 г.

Хор Богородице-Рождественского монастыря. Херувимская песнь. Гармонизация: диакон Сергий Трубачёв

 

Цитаты по источнику: Азбука веры . Заповеди блаженства

Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам духовной жизни. Смирение