В монастыре совершили празднование иконе Божией Матери «Спорительница хлебов» и почтили память духовника обители

28 октября 2020 года, в день празднования иконе Пресвятой Богородицы "Спорительница хлебов", в нашей обители состоялось праздничное богослужение, после которого, по традиции была совершена панихида по приснопамятному духовнику монастыря протоиерею Борису Николаеву. Богослужения совершил священнослужитель монастыря протоиерей Серафим Хайруллин. В храме молились настоятельница нашей обители игумения Викторина (Перминова) с сестрами и прихожане. В этот день, 28 октября 1951 года, состоялась пресвитерская хиротония протоиерея Бориса.

 Царица Небесная, спасшая отца Бориса от смерти в заключении ради пользы его будущих духовных чад, всегда была его Заступницей. Здоровье батюшки в лагере было настолько подорвано, что он был близок к смерти. Однажды заключенные уже спустили его под нары как умирающего, а лагерный врач выписал «медицинский акт на смерть заключенного». Но отцу Борису явилась Царица Небесная и сказала, что он выздоровеет. Божия Матерь заповедала батюшке чтить Богородичные праздники, что он свято исполнял всю жизнь. Не случайно его рукоположение в священный сан совершилось в день празднования иконе Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов».  Батюшка особенно чтил этот образ еще и потому, что очень любил преподобного Амвросия Оптинского и всегда обращался к нему за помощью в духовническом служении. И конца своих дней, благодаря за освобождение и избавление от смерти, каждый вечер пятницы, или в субботу утром,  батюшка неизменно читал акафист «Взбранной Воеводе победительная…»

 Перед хиротонией будущего пастыря ждало испытание. Отец Борис был оклеветан перед архиереем в том, что он слеп и не сможет служить. Однако он прекрасно выдержал экзамен перед посвящением. Митрополит Ленинградский Григорий (Чуков; 1870-1955) с удивлением спросил: «В чем же заключается Ваша слепота? Ходите без поводырей, читаете правильно, служите нормально». «У меня близорукость» – ответил отец Борис. – «Так Вам же не стрелять?» – «Я не узнаю людей по лицам». – «Это хорошо, лучше пусть они Вас узнают. Идите, приход Вам дан неплохой, но запущенный. Возраст и силы есть, и Вы его направите. Поучайте, расскажите мужику, чего он не знает, и объясните, чего он не понимает, и он Вас полюбит». Владыка посоветовал новопоставленному иерею не скрывать своих ошибок от Священноначалия, но честно в них сознаваться и каяться. Этому правилу отец Борис следовал всю жизнь.

Господь привел отца Бориса быть настоятелем Свято-Духовского храма в селе Малые Толбицы. «1951 год – время послевоенной разрухи, - пишет батюшка в своей автобиографии. – Принял я храм в плачевном состоянии: одно облачение (фелонь, епитрахиль и поручи), 5 богослужебных книг, потир металлический, а прочие сосуды – дискос деревотокарной работы, лжица медная, чаша медная (не чищена со дня ее начала). В течение 5-и лет у них побывало пять священников… В духовном смысле очень большое влияние имел Спасово-Елеазаровский монастырь. Но все это было двадцать лет назад, а мне остались старички и бабушки, которые в храм ходить любили…» Храм отапливался одной печкой-«времянкой». Некому было печь просфоры, шить облачения, убирать снег, чтобы прихожане попали в храм на службу зимой (ведь это не город!)  Все это стали делать отец Борис и его матушка Мария.  Батюшка смог отремонтировать храм, устроить теплый зимний придел, создать хор. Он любил древнее знаменное пение, досконально его изучил, но не отрицал и богатого певческого наследия последних трех столетий. Главными критериями церковности пения была для него близость по своему смыслу и настрою к осмогласию и молитвенность.

Батюшка был ревностным священнослужителем, безотказно исполнявшим пастырский долг. Паства знала, где он живет, и каждый днем и ночью мог позвать его к больному, умирающему, попросить совершить требу, и отец Борис никому не отказывал.

 Отец Борис был представителем старого поколения, с огромным чувством долга и ответственности перед Богом и людьми, с чувством патриотизма и верности своим идеалам. Отпусков у него не было: он не понимал, как можно «отдыхать от Бога», но в то же время никогда не осуждал тех, кто поступал иначе. После кончины матушки Марии, батюшка прослужил в Толбицах еще 30 лет.  Певчие храма со временем состарились и умерли, и батюшка всех их проводил «в путь всея земли». В конце служения в Толбицах Бог послал отцу Борису помощников, которых нужно было еще и воцерковить и научить всему, что необходимо для служения в Церкви. Самой же трудной задачей было наладить духовную жизнь чад, и батюшка смог это сделать. Одна из его духовных дочерей в воспоминаниях написала: «Батюшка никогда не принуждал меня, и я удивлялась, почему он меня не учит как в монастыре или школе. Теперь я поняла, что это был учитель Высшей школы».

 Священнический дом, где жил батюшка, был уже ветхим: особенно это чувствовалось зимой, когда, как бы ни топилась печка, но под умывальником не таяла горка льда. Расстроенное в заключении слабое здоровье отца Бориса давало о себе знать, и в деревенских условиях ему никто не мог оказать помощь. Для батюшки это не было препятствием: он не искал лучших условий, но спасения души, и принимал ниспосылаемые жизненные обстоятельства. И Бог не оставил его. 

Протоиерей Борис на богослужении в честь Рождества Божией Матери в обители. Москва. 21 сентября 2003 г.

Место погребения протоиерея Бориса Николаева. Усыпальница монастыря.

 Протоиерей Борис оказался в нашей обители по Промыслу Божию. Господь указал на него через духовного наставника нашей Матушки Игумении протоиерея Вениамина Румянцева и послал человека, который помог им встретиться. Батюшка окормлял наш монастырь с 1994 года. В 1996 году, по благословению Святейшего Патриарха, несмотря на свой преклонный возраст и болезни, он принял послушание духовника обители, а в 2003 году переехал к нам навсегда. Он привнес в жизнь монастыря свою живую молитву, свое стремление к Богу, дух Христов. Бог даровал ему большую благодать, и он смог зажечь и в наших сердцах маленькую искорку от своего большого пламени Божественной любви. Обитель также помогала батюшке в его нуждах, чем могла, но мы нуждались в нем несравненно больше, чем он в нас. Он не только дал монастырской жизни нужный настрой и направление, но и учил нас буквально всему как неразумных детей.

 В Москве батюшка продолжал свое пастырское служение, окормляя насельниц обители и духовных чад, совершая богослужения, произнося проповеди и проводя духовные беседы, принимая на исповедь до последних дней жизни. Отец Борис имел живую веру, истинную любовь к Богу и ближним, колоссальное терпение, огромную жертвенность, бездну смирения и великое послушание. Мы чувствуем, что он не оставляет нас отеческой заботой и молитвами и в настоящее время.

 Вечная память и вечный покой приснопоминаемому протоиерею Борису!

Материал подготовлен по статьям игумении Викторины (Перминовой) (подраздел "Предшественники" стр 1, 3, 4)

и книге "Знаменная жизнь. Автобиография. Воспоминания о протоиерее Борисе Николаеве"

28 октября 2020 г.