18 октября 2020 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице и день памяти святителей Московских Петра, Феогноста, Алексия, Киприана, Фотия, Ионы, Геронтия, Иоасафа, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, на подворье нашей обители состоялось воскресное богослужение, которое совершил священнослужитель монастыря протоиерей Серафим Хайруллин. По завершении богослужения, протоиерей Серафим обратился к молящимся с проповедью.
Сегодня мы празднуем память Московских святителей. Жизнь каждого из них была подвигом жертвенной любви. И знаменательно, что в сегодняшнем воскресном Евангелии мы слышим слово Спасителя о именно любви к ближним.
В основе всех грехов и страстей так или иначе оказывается наше самолюбие. И Господь Иисус Христос в Своих заповедях призывает преодолевать эгоизм, избавляться от него. Христос заповедует не только поступать с людьми так, как мы хотели бы, чтобы поступали с нами, но любить даже врагов. Он ставит милосердие и любовь к ближним выше всех добродетелей, и Сам является для нас образцом жертвенной любви. Даже претерпевая Крестные страдания, Он с любовью молился за врагов и распинателей, прося Отца Небесного простить их, потому что они не ведают, что творят.
Но нам очень трудно преодолеть свой эгоизм, самость, перешагнуть через себя. Мы постоянно вспоминаем, кто и что нам сказал, кто и как нас обидел. Подчас мы не желаем видеть людей, на которых обижаемся, не здороваемся с ними, не говоря уже о помощи и сострадании. Годами мы живем с памятозлобием, осуждением и немирностью в душе, отчего страдаем только мы сами. Господь же, говорит о том, что прощать необходимо постоянно, а такое прощение может быть только в любящем сердце.
Апостол Иоанн Богослов пишет, что не любящий брата пребывает в смерти. Когда человек живет не любовью, а гордыней и самолюбием, он не живет, а просто существует, удовлетворяя свои страсти, но умирая для вечности. В душе такого человека нет истинной радости, она скорбит и погибает. А с прощения и любви начинается настоящая жизнь – жизнь во Христе. Каждый из нас неоднократно пережил радость, когда делал что-то доброе: тогда в нашей душе как будто что-то оживает, мы чувствуем себя счастливее. Это Господь посещает и оживляет нас, делая христианами – теми, кто носит в себе Христа.
Прощая и милуя ближних, оживаем не только мы. Многих святых вдохновил пример первомученика архидиакона Стефана, который горячо молился Богу о прощении убивавших его. На казнь первомученика смотрел один из гонителей, стерегший одежды тех, кто побивал Стефана камнями. Как известно, этот человек, пусть и не сразу, но обратился ко Христу и стал Первоверховным апостолом. Блаженный Августин говорит о том, что если бы не молитва святого Стефана, то не было бы и апостола Павла. Доброта и любовь первомученика заложили первые семена веры в сердце будущего апостола.
Любовь творит чудеса, а злоба убивает носящих ее в себе. Нужно с сочувствием молиться о том, чтобы Господь простил враждующих, умягчил их сердца и из врагов соделал нашими друзьями. Ведь тот, кто враждует, мучается и страдает от своей злобы. Молитва обязательно принесет добрые всходы.
Известен случай из жития преподобного Пафнутия Боровского. К сожалению, Боровско-Серпуховской князь Василий Ярославич невзлюбил преподобного Пафнутия. Он даже несколько раз посылал людей, чтобы уничтожить Пафнутиев монастырь, но Господь хранил обитель и разрушал намерения князя. Один из приближенных князя Василия, который был особенно зол на преподобного Пафнутия, был как-то отправлен князем на такое неправедное дело и по дороге к обители ослеп. Его нашли монахи и с любовью привели в обитель. Игумен Пафнутий узнал его, обнял, посочувствовал ему. Когда этот человек рассказал игумену о намерении причинить монастырю вред и принес искреннее покаяние, то прозрел. Вскоре Русская земля подверглась набегам неприятелей. Вместе с Великим князем Московским, князь Василий Ярославич не раз участвовал в военных действиях. 7 июля 1445 года, во время сражения в окрестностях Суздаля под стенами Евфимьева монастыря, Великий князь Василий II с объединёнными русскими войсками потерпел поражение от казанского войска. В результате, сам Василий II и его двоюродный брат, князь Верейский Михаил, были взяты в плен, а Василий Ярославич был ранен, но успел спастись с небольшим числом воинов. С этого времени в жизни князя Василия начался непростой период, и ему многое довелось пережить. Оказавшись в трудных обстоятельствах, князь осознал свои грехи, понял неправоту и напрасность своей злобы на угодника Божия. И князь Василий Ярославич стал искренним другом и благодетелем Пафнутьева монастыря.
Часто одно доброе слово способно умягчить человеческое сердце. В житии преподобного Кирилла Белозерского приводится рассказ о том, как один из братий не любил его. И эта неприязнь укоренилась в брате настолько, что собирался уйти из его обители. Перед уходом он пошел к духовнику монастыря и открыл о своей неприязни к игумену и намерении уйти. Мудрый духовник посоветовал брату откровенно поговорить с игуменом. Он послушался и подошел. Преподобный Кирилл не только ни в чем не укорил брата, но с отеческой любовью сказал ему, что все обманываются, считая его хорошим, и только один этот брат познал истину. Сердце брата было тронуто любовью игумена, и он попросил у него прощения и остался в обители до конца своих дней.
Зло можно победить только любовью. Сегодняшнее Евангельское чтение объясняет нам, в чем заключается христианство – в том, чтобы мы, забывая о себе, взращивали в себе любовь к Богу и ближним.
Желаю всем нам возрастать в христианской любви. Святитель Феофан Затворник, рассуждая о том, как приобрести любовь к ближним и научиться любить врагов, пишет, что Господь дал близкий нам ориентир. Спаситель заповедует любить ближних как самих себя: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31). Мы хотим, чтобы нас любили и прощали, и всякий человек желает того же. Научиться любить – это вполне достижимая цель. Проблема в том, что в нашем сердце помещаемся только мы сами. К сожалению, наше представление о жизни таково, что весь мир вращается вокруг нас. Наше «я», наши заботы, проблемы, скорби для нас самые главные. Но Господь желает, чтобы в нашем сердце находился ближний.
Нам необходимо учиться сострадать и сочувствовать, сначала хотя бы близким людям. Если мы будем чуткими и внимательными по отношению к окружающим, то сердце всегда подскажет, когда, что и как сделать для близкого человека. Постепенно мы будем восходить на более высокие духовные степени – к той любви, которая объемлет всех, не исключая ненавидящих и обидящих нас.
Молитвами святителей Московских, постараемся изгнать из нашего сердца самолюбие, чтобы в него вселился Бог, и в нем нашлось бы место для наших ближних.
18 октября 2020 г.