В этот ясный, солнечный день на подворье обители очень красиво. Сегодня празднуется память святых мучениц, носивших имена христианских добродетелей Веры, Надежды и Любви. Эти добродетели - основополагающие в христианской жизни, и о них говорят многие отцы Церкви.
Преподобный Иоанн Лествичник начинает свое рассуждение о низх со слов Апостола Павла: "Ныне же, после всего сказанного, пребывают три сия, все связующие и содержащие: вера, надежда и любы, больше же всех любы,» ибо ею именуется Бог (1Кор.13:13). По моему разумению, вера подобна лучу, надежда – свету, а любовь – кругу солнца. Все же они составляют одно сияние и одну светлость. Первая все может творить и созидать; вторую милость Божия ограждает и делает непостыдною; а третья никогда не падает, не перестает от течения, и не дает опочить уязвленному ее блаженным упоением. Кто хочет говорить о любви Божией, тот покушается говорить о Самом Боге..."
"От веры – послушание, от послушания – смирение, от смирения – духовный разум, который – извещенная вера, - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). - Совершим наше земное странствие, неся светильник веры правой, веры живой. Этот светильник ведет нас в вечное Царство Божие".
"Свидетельство веры в Бога заключается в исполнении заповедей Божиих. А свидетельство страха Божия заключается в тщательном повиновении совести," - говорит преподобный Авва Исайя.
"Видишь на дереве сухую ветвь, которая потому засохла, что не имеет сока, оживляющего ее? И христианин становится иссохшей веткой, если не имеет живой веры, любовью и другими плодами проявляющей свою жизнеспособность," - пишет святитель Тихон Задоский.
"Человек не может приобрести надежду на Бога, если прежде, в своей мере, не исполняет воли Его," - свидетельствует преподобный Исаак Сирин.
"Сила любви в надежде; ибо надеждою ожидаем воздаяния любви, - размышляет преподобный Иоанн Лествичник. - Надежда есть обогащение невидимым богатством; надежда есть несомненное владение сокровищем еще прежде получения сокровища. Надежда есть упокоение в трудах, она – дверь любви; она убивает отчаяние, она – залог будущих благ".
"Надежду терять не надо и смущаться не надо, - наставляет преподобный Иолсиф Оптинский. - Со страстями всем необходимо бороться, и унывать тут не следует, а надо молиться Богу, просить у Него помощи и терпеть нападки. По силе своей надо сопротивляться страстям, не поддаваться им, а если когда в чем согрешишь, то скорее покаяние приносить".
Преподобный Иоанн Лествичник так характеризует добродетель любви: "Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть; по действию своему, она есть упоение души; а по свойству источник веры, бездна долготерпения, море смирения. Любовь собственно есть отложение всякого противного помышления; ибо «любы... не мыслит зла» (1Кор.13:4–5).
"Божественная правда явилась человечеству в Божественном милосердии и повелела нам уподобиться Богу совершенным милосердием, а не какой другой добродетелью," - пишет святитель Игнатий.
По словам святителя Григория Паламы, "Господь дарует наследие Царства тем, которые иные добродетели запечатлели любовию: либо своей безупречной жизнью к ней притекли, либо через покаяние нашли в ней убежище..."
Святитель Феофан Затворник пишет об исполении заповеди Христовой о любви к врагам: "«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44). Без любви никого нет на свете: любят родителей и родных, любят благодетелей и покровителей. Но чувство любви к родителям, родным, покровителям и благодетелям естественно и строится само собою в сердце, оттого и цены ей не дает Господь. Настоящая же христианская любовь проверяется отношением к недругам. Не только какая-нибудь легкая и случайная неприятность не должна погашать нашей любви к другим, но даже напасть и гонение, бедствия и лишения, причиняемые намеренной враждебностью. Мы должны не только благословлять этих людей, но еще благотворить им и молиться за них. Присмотрись, есть ли в тебе такое расположение к недругам твоим, и по тому суди, есть ли в тебе христианская любовь, без которой нет спасения?"
"Любовь, имеющая основанием Христа, тверда, постоянна, непобедима; расторгнуть ее не может ничто – ни клевета, ни опасности, ни смерть, ни что-либо другое, - рассуждает святитель Иоанн Злоатоуст. - ...Без любви нет большой пользы ни от веры, ни от знания, ни от пророчества, ни от дара языков, ни от дара исцелений, ни от других даров, ни даже от совершенной жизни и мученичества..."
"Любовь собственно ничего не имеет, кроме Бога, потому что Бог есть любовь, " - говорит преподобный Нил Синайский.
Да посможет и нам Господь укрепляться силою Честного и Животворящего Креста и утверждаться в Евангельских добродетелях!
30 сентября 2020 г.
Источники: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/35
https://svyatye.com/otcy/O-nadezhde/1.html
https://svyatye.com/otcy/O-Liubvi/8.html