26 сентября 2020 года, в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в нашем монастыре состоялось торжественное всенощное бдение, которое совершило духовенство обители. В храме молились настоятельница нашего монастыря игумения Викторина (Перминова) с сестрами и прихожане обители.
Во время богослужения был вынесен для поклонения Крест Господень, который сестры украсили живыми цветами.
Поклоняющиеся Крестному Древу молящиеся подходили к помазанию святым елеем, которое совершалось не в обычном месте богослужения, а после выноса Креста. "Обильная благодать предложена всем, - восклицает преподобный Феодор Студит, - указан источник, из котораго проистекает освящение и который никого не лишает обильных благ, но человека чистаго делает еще чище, а оскверненных пороками соделывает чистыми, высокомернаго смиряет, безпечнаго возбуждает, разсеяннаго привлекает, жестоковыйнаго укрощает, – и если только всякий приходит к нему с стремлением к лучшему и приближается без дерзости и надмения, он не отгоняет его от себя, но подает ему божественныя силы, полезныя к животу и благочестию: ибо Крест скромных любит, а от людей, имеющих противоположныя свойства, отвращается".
Праздник Воздвижения Креста имеет оттенок скорби, что связано со страданиями нашего Спасителя, поэтому день Воздвижения - постный. Но скорбь растворена радостью Воскресения Христова и обретения Живоносного Древа.
"Итак, воздвигается крест, - провозглашает преподобный Андрей Критский, - являющийся из земли, недавно сокрытый завистью. Воздвигается крест (не для прославления: ибо какую большую славу он может приобрести, когда к нему был пригвожден Христос?), дабы прославлен был Бог, в нем покланяемый и им проповедуемый. Воздвигается крест, дабы с ним вознесен был рог наш. Воздвигается крест, дабы смирить гордого; воздвигается крест, дабы связать крепкого и чрез нас расхитить сосуды его. Воздвигается крест, дабы явилась тщетною зависть иудеев, дабы не сокрывалось погребенное в земле сокровище жизни, дабы мы прияли бисер, который распинатели показали нам против своего желания...
Вышло из сокровищниц земли знамение Владыки, – знамение, потрясенные которым адские пещеры освободили содержимые в них души. Как жених из чертога, вышел из земной опочивальни крест Господень, из-за которого обрученная Христу церковь языческая отвергла многообразное нечестие эллинское. Вышла духовная жемчужина верных, утвержденная на венце Христовом, дабы озарять всю вселенную. Вышло украшение Церкви – крест Христов, дабы украсить всяческую земную тварь. Вышел крест, как невинный из темницы, дабы призвать виновных, – неудержимый узами, дабы освободить связанных, – из темных мест светильник света, дабы (разгнав тьму неведения) разлить свет познания. Итак, по справедливости Церковь, радуясь о кресте Христовом, облекается в свой хитон и, являясь подобно невесте, чествует наступление настоящего дня".
Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский, призывает: "Наступило памятование Креста, и кто из людей не пожелает, в свою очередь, распять себя? Потому что истиннейшего почитателя Христос видит в таком человеке, который распял себя для мира и кто самыми делами явил себя подлинным любителем Креста. Совершается праздник обновления Воскресения, и кто из верных не пожелает, со своей стороны, обновить себя, отвергнув всякую мертвость, приходящую на основании страстей, и облекшись в нетление души?
...Итак, есть ли что, для нас более возвышенное, чем эти блаженные праздники? Есть ли для нас что-нибудь в мире более священное, чем эти торжества? Или ужели нам не радоваться и не ликовать, празднуя эти празднества? – Сияние Воскресения и светлое поклонение Кресту. Они – для нас трофеи всего нашего спасения. Они, освободив нас от смерти и страстей и от злостнейшего вреда со стороны бесов, снова возвели нас к нашему Владыке, упразднив все гнетущее и скорбное и воссияв нам свет радостей. Не живоносное ли Воскресение дарует нам вступление в бессмертную жизнь? Или не воздвиженный ли Крест порождает для нас освобождение от страданий и страстей? Потому что, поистине, они явили нас снова причастниками усвоения нас Богом, чем и вызваны были они и ради чего произошли для всех нас, сущих на земле".
Святитель Герман Константинопольский говорит о Кресте Господнем: "Слава Господня воссияла на новом Иерусалиме. Несомненно, что слава Господня – это Крест Божественный. Вот он, как утренняя заря, сияет сегодня и испускает лучи – предвестники Солнца правды. А там, где память света – Света неприступного, просвещающего тех, кто пребывает в ночи беспечности, – там величайший из праздников и торжество из торжеств.
Итак, никто да не скорбит о пище постной и да не облекает лицо мглою уныния. Приступите к востоку Креста и просветитеся, и лица наши не постыдятся. Да знаменуется на нас свет Лица Господня и просветятся лица ваши, как солнце (Пс. 33, 6), и далеко отбегут от нас мрачнообразные демоны, не имея сил взирать очами своими".
Да поможет нам Распявшийся Спаситель мира чтить Его святой Крест отвержением от страстей и добродетельной жизнью по заповедям Христовым!
26 сентября 2020 г.