26 сентября 2020 года, в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, на подворье нашей обители состоялось праздничное богослужение. Всенощное бдение совершил священнослужитель монастыря протоиерей Серафим Хайруллин; в храме молились трудящиеся на подворье сестры и наши постоянные прихожане.
В завершение Великого Славословия для поклонения был вынесен Крест Господень, после чего, во время песнопения "Кресту Твоему покланяемся, Владыко" и определенных богослужебным уставом особых стихир, совершалось поклонение Крестному Древу.
Поемые на поклонении стихиры посвящены Страданиям Христовым, а также пророчествам о Кресте Господа. В последней же стихире песнотворец обращает наш взор к подвигу и страданию Пресвятой Владычицы Богородицы, стоявшей у Креста Своего Сына и Господа. Вместе со скорбью, пронзавшей Ее сердце, Матерь Божия явила величайшую веру и преданность Божественной воле и прославила Господа, спасающего мир: "Воспеваю Твоя страсти, покланяюся благоутробию Твоему, Долготерпеливе Господи, слава Тебе".
В слове в день праздника Воздвижения Креста Господня приснопамятный архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорит: "Как у первого Спасительного Креста Господня в свое время противостали друг другу любовь и злоба, верность и предательство — так суждено и во все времена жизни мира Кресту быть камнем преткновения. Для одних — богоборцев — он есть жестокое и ненавистное поприще страданий, ведущее в смерть. Скорби и страдания земной жизни — удел всех земнородных. Для других — последователей Христа — крест таких же скорбей и страданий становится любимым поприщем высшего духовного наслаждения, путем шествия за любимым Христом в жизнь вечную к славе".
Преподобный Никодим Святогорец поясняет, что Крестное Древо даровано нам для победы в нашей духовной брани, и говорит о том, Кому принадлежит эта победа: "Как царю Константину – образ креста был дан для того, чтобы он побеждал и ниспровергал чувственных врагов, так и тебе дан тот же образ креста, чтобы ты побеждал и ниспровергал трех своих мысленных врагов: мир, плоть и миродержителя дьявола. Будь же внимателен, возлюбленный; и когда ведешь войну с упомянутыми выше врагами твоими и побеждаешь их, приписывай всю победу силе креста и пригвожденного ко кресту Христа; и несомненно Бог сделает победу над врагами твоими сильнее камня, как обещает чрез Иезекииля: «крепчае камене дах прю твою» (Иезек. 3, 9). Но если ты будешь чрезмерно гордиться и победу над врагами твоими припишешь не силе креста, а своей собственной силе, то горе тебе! Знай, что Бог отнимет у тебя силу твою, и таким образом окажется, что победа отойдет от тебя и ты будешь произносить плачевное изречение Иеремии: «и рех: погибе победа моя» (Плач. 3, 18).
Итак, две вещи необходимы тебе, брат мой, христианин. Во-первых, непрестанно вести войну и побеждать страсти и врагов своих; ибо если их победишь, то будешь сидеть и ты вместе с Иисусом Христом на престоле славы и царствия Его, как Он обещает в священном Апокалипсисе: «побеждающему, дам ему сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих и седох со Отцем Моим на престоле Его» (Апок. 3, 21). Если же не ведешь войны и не побеждаешь своих страстей, то знай, что не получишь венца от Бога. Ибо Василий Великий говорит: «кто спя воздвиг трофей? или проводя время в наслаждениях... украсится венцем? Конечно никто». Во-вторых, когда воюешь со страстями своими и побеждаешь их, то прилично всю причину победы приписывать кресту и распятому Христу, как мы сказали выше, потому что всякая победа, особенно же такая мысленная и духовная, не приобретается множеством телесной силы, или с помощью чувственных колесниц, как свидетельствуют об этом книги Маккавейские: «не во множестве воев одоление» (I Мак. 3, 19), и еще: «не оружием победа» (2Мак. 15, 21). Но приобретается она верою и силою креста и Иисуса Христа. Ибо сказано: «кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй яко Иисус есть Сын Божий?» (I Иоан. 5, 5); и еще: «сия есть победа победившая мир, вера наша» (I Иоан. 5, 4). Выражая это в виде общего положения, скажем так: те христиане, которые побеждают страсти и дьявола, силою креста и кровию Христа побеждают их. Посему и сказано в Апокалипсисе, что «победиша его», мысленного змия, «кровию Агнчею» (Откр. 12, 11). Поэтому и после победы таковые должны говорить следующие слова Давида к Богу: «Тебе Господи, величество, и слава, и одоление, и крепость» (1Пар. 29, 11).
Да поможет Пострадавший Господь и нам очищать сердце и следовать за Ним крестным, но спасительным путем в Его вечное Царство!
Источники: https://pravoslavie.ru/2569.html