После праздника Рождества Пресвятой Богородицы на подворье обители установилась теплая погода, но осень уже вступает в свои права. Это очень красивое время года, когда вся природа встречает великие праздники Рождества Божией Матери и Воздвижения Креста Господня.
Сегодня совершилось Отдание престольного праздника нашей обители, и нам радостно, что Господь даровал в этом году вновь встретить и пережить это священное событие.
Теперь мы находимся в преддверии Воздвижения Честного и Животворящего Креста, в который вспоминается не только само событие обретения и Воздвижения Крестного Древа, но и подчеркивается значение Крестных Страданий нашего Спасителя.
По словам апостола Павла, Бог посредством Своего Сына примирил с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное (Кол.1:20). Апостол говорит, что слово о Кресте есть сила Божия для спасаемых(1Кор.1:18). Тем самым он свидетельствует, что именно посредством Крестной Смерти Господа, Его Распятия оказалась низвергнута власть над человеком греха, были побеждены бесовские силы, людям же дарована сила спасающей Божественной благодати.
Кроме того, посредством Креста произошло, по выражению апостола, наше примирение с Богом. Сам Господь, конечно же, не враждует ни против кого. А мы, люди, с момента грехопадения Адама и в дальнейшем своими грехами и противлением Богу враждуем против Него. И именно благодаря Кресту на смену той нашей вражде против Творца приходит примирение, мир – как новое единение и духовный союз с Господом. Как говорит святитель Григорий Палама, «если бы не было силы Креста, никто никогда не смог бы примириться с Богом».
Святитель Андрей Критский восклицает: «Крест – глава страданий Христовых и венец всех совершенных Им ради нас чудес. Потому-то Крест и именуется славой Христовой и высотой Христовой».
Святитель Андрей продолжает свою мысль: «А что Крест составляет славу Христа, о том послушай самого Христа. Он говорит: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем… и вскоре прославит Его (Ин.13:31–32). Также: прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (Ин.17:5). И еще: Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю (Ин.12:28). Здесь Христос говорит о той славе, которая сопровождала Его Крест, – то есть о совершившемся тогда [при Распятии] смятении стихий, о сострадании [Господу всей сотворенной] природы. Ибо надлежало, чтобы творение сострадало своему Творцу. А о том, что Крест составляет еще и высоту Христову, послушай, что сказал Христос: И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин.12:32); и в другом случае: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому. Для чего? Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3:14–15). Видишь ли, что Крест есть слава и высота Христа?»
Благодаря тому, что Крест, некогда воспринимавшийся как знак предельного ужаса, жестокости, унизительного позора, сделался ныне знамением спасительной славы Господа Иисуса Христа, присутствие Креста наполняет и проницает собой всю жизнь каждого христианина. Крест подлинно сделался «красотой Церкви», высочайшим и драгоценнейшим символом, сопровождающим любые жизненные обстоятельства, поступки, действия искренне верующих в искупившего всех нас на Крестном Древе Спасителя мира.
Празднуя Воздвижение Креста Господня и прославляя орудие казни Христа, посредством которого всем нам даровано спасение, святитель Иосиф, архиепископ Фессалоникийский, возвышенно обращается ко Кресту, как будто к живому, благодаря его за все те дары, что обрели христиане посредством совершившейся на нем Искупительной Жертвы Сына Божия: «О, Божественный Крест, неизреченное созерцание ангелов, похвала земнородных, скипетр царей! Как с живым хочу говорить с тобой, виновником радости и победным оружием нашего спасения. Тобой отверзаются заключенные райские врата, тобой сокрушается держава смерти, через тебя лишается добычи ад, через тебя получают жизнь умершие, через тебя радуется в Раю разбойник, через тебя небесное сочеталось с земным, тобой ниспослано познание истины, тобой дарована купель возрождения, тобой приобретено для земнородных оставление грехов, тобой запечатлен дар Святого Духа, ознаменованные тобой церкви именуются домами Божиими, через тебя мы принимаем Тело и Кровь Христовы, тобой мы удостаиваемся быть сынами Божиими и наследниками Царства Небесного, через тебя совершаются ежегодные празднества и просветляются наши торжества».
Святитель Иоанн Златоуст в «Беседе первой о Кресте и разбойнике», приведя евангельские слова Господа, сказанные Им благоразумному разбойнику: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк.23:43), затем, обращаясь ко Христу как бы от лица всего Спасаемого Им человеческого рода, недоуменно и восхищенно вопрошает Христа: «,Нто говоришь? Ты распят и пригвожден, и обещаешь Рай?“ „Да, – говорит, – чтобы ты познал на Кресте Мое могущество“. Так как печально было зрелище [Распятия Господа], то, чтобы ты обратил внимание не на бессилие Креста, а познал могущество Распинаемого, Он совершает на Кресте это чудо, особенно обнаруживающее Его силу. Не мертвого воскрешая, не морю, ни ветрам повелевая, не демонов изгоняя, а будучи распинаем, оскорбляем, оплевываем, поносим, бесславим, Он мог переменить порочную душу разбойника, чтобы ты видел Его могущество в обоих случаях: Он привел в смятение всю тварь, потряс скалы, привлек и удостоил чести душу разбойника, которая была бесчувственнее камня: ныне же, – говорит, – будешь со Мною в раю».
Будем помнить и о том, что у Креста Господа стояла Его Пречистая Матерь, преданная Божественной воле, Которой, по словам праведного Симеона, сердце пронзало оружие. Об этом нам в течение всего года напоминают богослужебные песнопения - Крестобогородичны, и об этом мы слышим в стихирах поклонения Кресту. Молитвами Царицы Небесной, да поможет нам Господь принимать Его святую волю, безропотно и с радостью нести жизненный крест и чтить Крест Его Святой, которым Он спас нас от работы вражия.
Материал подготовлен по источнику: https://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-kresta-gospodnya-antologiya.shtml#n1
Фотогалерея: