Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета, память которых празднуется 18 сентября, были родителями святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Они происходили из рода Ааронова: святой Захария, сын Варахии, был священником в Иерусалимском храме, а святая Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Праведные супруги, «поступая по всем заповедям Господним беспорочно» (Лк.1,5-25), страдали неплодием. Однажды во время служения в храме святой Захария получил весть от Ангела, что его престарелая жена родит ему сына, который «будет велик пред Господом» (Лк.1,15) и «предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк.1,17). Захария усомнился в возможности исполнения этого предсказания и был за маловерие наказан немотой. Когда у праведной Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа объявила, что назовет младенца Иоанном. Спросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к нему возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, стал пророчествовать о своем сыне как Предтече Господа.
Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии, он решил избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до 2-х лет. Праведная Елисавета укрылась вместе с сыном-младенцем в горах. Увидев преследователей, она со слезами стала молить Бога о спасении, и тотчас расступившаяся гора укрыла ее вместе с младенцем от погони. В то время святой Захария исполнял свою чреду служения в Иерусалимском храме. Посланные Иродом воины тщетно пытались узнать у него, где находится его сын. Тогда по повелению Ирода они убили святого пророка, заколов его между жертвенником и алтарем (Мф.23,35). Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.
Предлагаем Вашему вниманию проповедь священнослужителя обители протоиерея Серафима Хайруллина.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы видим, прежде всего, благочестие и веру двух людей – родителей святого Предтечи, которые, как говорит Священное Писание, ходили «во всех заповедех и оправданиях Господних безпорочна» (Лк. 1, 6). Такие люди были и есть, и мы имеем возможность следовать их примеру.
Основание, на котором Бог начинает созидать наше спасение – это человеческое бессилие и бесплодие, от которого может родиться смирение и упование на Бога. Созданное на таком основании бывает прочным, ибо тогда ничто человеческое, гордое и ошибочное, не помешает Божественному Промыслу действовать, и не может похвалиться никакая плоть перед Богом.
Святые праведные Захария и Елисавета, ощутив действие силы Божией в зачатии и рождестве Иоанна Предтечи, ни минуты не забывали, что на младенце – рука Божия и не мешали Богу действовать в его жизни.
В благочестии родителей и Рождестве святого Иоанна Предтечи мы видим основание веры и готовности, с которыми он впоследствии вышел на проповедь. Все, связанное с его Рождеством, происходило на виду у всех. Когда Архангел говорил к святому Захарии, то народ ожидал его и дивился, почему он медлит в храме. Когда он вышел, пораженный немотой, все поняли, что у него было видение. Многие стали свидетелями разрешения неплодства праведной Елисаветы, разрешения от немоты Захарии и того пророчества, которое он изрек о своем сыне. И был страх на всех, живущих окрест. Все слышавшие об этих событиях сложили услышанное в сердце и вопрошали, кем будет сей младенец?
Тридцать лет прошло с того дня до начала проповеди Предтечи, и за это время произошедшее стало забываться. И весь народ всколыхнулся, когда он вышел на проповедь покаяния, чтобы идти перед Лицем Господа и уготовать пути Его.
Ночь прошла, а день приблизился, тот самый день Господень, великий и страшный, о котором возвещали пророки. Путь Господу мы можем уготовать, только отвергнув дела тьмы и облекшись во оружия света. Апостол призывает нас вести себя так, как ведут при свете дня – благочинно, не предаваясь грехам, порокам, злобе и зависти, но облекаясь в Господа нашего Иисуса Христа и попечения о плоти не превращая в похоти.
Родители пророка и Предтечи Христова долгое время были бесплодными, и за их терпение Господь даровал им такое дитя. Их доверие Богу может послужить для нас примером. Святые праведные Захария и Елисавета не унывали, но продолжали веровать и надеяться на Бога, исполнять Его заповеди, не оставляли своего благочестия. Нередко бывает так, что люди, у которых что-либо в жизни не получается, впадают в уныние и опускают руки. Они оставляют свое духовное делание, перестают молиться и надеяться на Бога. Такое движение души можно уподобить детскому капризу, а каприз – это первое проявление злой воли. Нам не нужно унывать и отчаиваться, а необходимо проявлять терпение и доверять Богу, желающего нам блага и спасения, как делали это родители великого Предтечи, о котором Христос сказал, что он – больший из всех рожденных женами.
Протоиерей Серафим Хайруллин
Материал из архива сайта.
Житие святых: https://azbyka.ru/days/saint/4642/5876/group