Обитель в ожидании престольного праздника

 Приближается наш престольный праздник - Рождество Пресвятой Богородицы. Задолго до него начинается подготовка к праздничному богослужению. Сестры готовятся встретить праздник молитвой и трудом на монастырских послушаниях, чтобы пережить радость о Рождестве Пречистой Девы, из Которой воссияет Солнце Правды - Христос Бог наш, и чтобы эта радость коснулась сердец тех, кто любит обитель Царицы Небесной.  

 И в храмах, и на территории монастыря, и в трапезной много предпраздничных дел и забот. В самой подготовке к празднику есть место для радости. И то же время, предпраздничные дни - это дни трезвения, внимания к своему внутреннему состоянию. Ведь в делах и хлопотах не нужно забывать о едином на потребу и необходимо, несмотря ни на что, сохранять душевный мир и бодрость духа.

 Рассуждая о терпении в скорбях родителей Приснодевы праведных Богоотцов Иоакима и Анны, святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит так:  "Тесным и скорбным путем Господь ведет к славе и блаженству избранных Своих, ибо и Самой Матери Бога по плоти предречено было Симеоном, что душу Ее пройдет оружие и Она испытает тяжкие скорби в душе во время страдальческой жизни Сына Ее, да откроются многих сердец людских помышления (Лк. 2, 34-35). Так скорбен и тесен путь всех избранников Божиих, ибо мир и миродержец, т. е. враг Бога и человеков, крайне теснит людей Божиих; и Сам Господь попускает им идти тесным путем, поскольку он способствует им устремляться к Богу и на Него единого возлагать свое упование.

 Но обратим взор от скорби к радости. Какую же радость доставляет нам Рождество Богоматери? Разъясним подробнее церковную песнь, изъясняющую причины радости праздничной. Через рождество Приснодевы, через единородного Сына Ее и Бога проклятое и отверженное человечество примирилось с Богом, безмерно оскорбленным их грехами, ибо Христос стал Посредником примирения (Рим. 5,10-11), освободилось от проклятия и смерти вечной, удостоилось благословения Отца Небесного; оно соединилось и срастворилось с естеством Божественным; возведено в первое достояние свое этим срастворением, по выражению церковной песни; отверженный прежде человек удостоился усыновления Отцу Небесному, получил обетование славного воскресения и вечной жизни на небесах вместе с ангелами".

 Митрополит Трифон (Туркестанов) в своей проповеди, произнесенной в 1907 году, сказал: "Да, великие скорби несли богоотцы Иоаким и Анна. Но, братие, кто из нас может сказать, что и его жизнь проходит без скорбей и страданий? Мир полон скорбей, страданий!.. Неожиданная смерть похищает близких нам, люди страдают, и страдания постоянно подстерегают нас. Все взывает к нам, что не здесь наша жизнь, а там, на Небе, здесь только призраки, приготовление к вечности; здесь мы должны готовиться к будущей жизни, должны стараться очищать свою душу от всего дурного, должны воспитывать самих себя и должны оберегать себя от дурной среды и, готовясь, как добрый воин на битву, молиться и всегда помнить, что здесь – начало, там – конец, здесь – посев, там – жатва! Здесь время страданий, борьбы с грехом – там время отдыха! Так взывает Господь Бог, так учит нас жить Христос в Евангелии.

 К сожалению, как много теперь находится людей, которые смотрят на жизнь с другой стороны, говорят: «Жизнь дана на радость, на наслаждения: бери от нее как можно больше!..». Так сами они стараются жить и так учат других жить. Но всмотритесь, сама жизнь показывает, что она дает не одни радости, а и страдания. И чем больше люди стремятся к радостям и наслаждениям, тем более и более скорби постигают их...

 Но не так учит жить и смотреть на жизнь Иисус Христос. Он говорит: кто хочет быть Моим последователем, тот должен взять свой крест и нести свое бремя, то есть нести все скорби и страдания. Ведь страдания здесь необходимы для будущей вечной жизни. Здесь страдания временные, а там Господь, и вечность, и покой: там получит таковый и свет и радость молитвами Божией Матери".

 В своем слове, посвященном событию Рождества Пресвятой Богородицы, святитель Григорий Палама призывает: "Пусть никто не являет свою веру во Христа лишь на языке, потому что «не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи, внидет в царствие небесное», говорит Господь (Мф. 7:21), — «но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех»; и — «никтоже возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в царствии Божии» (Лк. 9:62).

 Девственницы и давшие обеты монашеской жизни, и вы, делающие добро девственному содружеству, взойдите, и вообще, все томлением покаяния достигайте того, чтобы жить с ним одной жизнью. Ищите всего о Бозе чрез родившуюся сейчас ради нас Деву, в девстве родившую во времени во плоти Того, Кто прежде веков был рожден от девственного Отца; для Нее и от Нее воплотившегося единого Бога живя, на Единого Его взирая, Им Единым наслаждаясь, радуясь надеждой, в скорби показывая выдержку, настоятельницам оказывая послушание, служа одна другой, заботясь сохранять взаимный мир, в сосредоточенности и молитве и сокрушении души, в псалмах и пениях и песнях духовных постоянно пребывая, будучи непорочными и девственницами душею и телом и во всех чувствах и мыслях и всегда во всем обнаруживая духовный и девственный образ мысли и образ жизни. Потому что таким образом, как говорится в псалме, последуя в след за Богоматерью, вы и близ Нее будете и войдете в нерукотворенный храм Небесного Царя, в брачный чертог бессмертия, премирный и вечный".

  Пусть Благословенная Дщерь святых родителей поможет всем в преддверии Своего праздника в трудах и духовном делании!

17 сентября 2020 г.