В начале этого летнего месяца обитель очень красива. Цветут кустовые розы, монастыские цветники украшают яркие летние цветы, в саду обители шумит зеленая листва... Но не только красота храмов и строений, цветов и зеленых насаждений создают в монастыре особую благодатную атмосферу. Молитвы наших святых покровителей и предшественников помогают почувствовать себя вдали от шума и суеты столичного города. И не только в монастыре, а на всяком месте в человеческом сердце может созидаться благодатное и мирное устроение, что, с Божией помощью, возможно для каждого человека.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) называет добродетели, полагающиеся в основание внутреннего мира: "Мир Христов, - пишет он, - сеется в душе Словом Божиим, зарождается от возделывания сердечной нивы заповедями Христовыми – питается этим невидимым, но не беструдным подвигом, возрастает от него, - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). - Сердце только тогда может наслаждаться блаженным миром, когда оно пребывает в евангельских заповедях, когда пребывает в них с самоотвержением".
"От живой веры в Бога рождается полная покорность Богу, а от покорности Богу – мир помыслов и спокойствие сердца."
"Смирение рождается от послушания и поддерживается послушанием. Смирением вводится в душу мир Божий".
Преподобный Симеон Богослов рассуждает: "Мир есть Сын Божий, пришедший на землю и вочеловечившийся. Через Него пришло и благоволение, или присутствие Бога в людях, потому что Бог Отец через воплощение Сына удовлетворился и опочил в людях, и благоволил через Сына Своего опять примириться с человеком, ставшим было врагом Богу через грех, и опять наполнить его божественной жизнью, которой он лишился через преступление, как говорит и апостол: «Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5, 1). «Ибо Он есть мир наш» (Еф. 2, 14). «И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем» (Кол. 1, 21–23)".
"... Простите друг друга, если кто на кого имеет огорчение, как и Христос простил вас, - призывает святитель Григорий Палама, - дабы вам стать сынами мира, а это-то же, что сказать – сынами Божиими. Ибо «Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду» (Еф. 2, 14) на Своем Кресте".
"Почтим дар Примирителя – мир – дар, который, уходя от земли, Он оставил нам (Ин. 14, 27) как некий прощальный залог. Будем знать одну только брань – брань с сопротивной силой, - говорит святитель Григорий Богослов. - Уступим [людям] в иной малости, чтобы получить взамен важнейшее, то есть единомыслие. Предоставим над собой победу, чтобы и нам победить. Посмотрите на уставы состязаний и на подвиги борцов: у них часто лежащий внизу одерживает победу над теми, которые были наверху. И мы будем подражать им..."
Святитель Иоанн Златоуст в своих словах и беседах дает мудрые советы:
«Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4, 26). В продолжение дня многие могут и отвлекать, и отторгать нас от гнева, а ночью, когда человек остается один и предается своим мыслям, волны вздымаются сильнее и буря свирепствует с большей яростью. Предупреждая это, Павел и хочет, чтобы мы встречали ночь примирившись, чтобы диавол не воспользовался нашим уединением и не разжег сильнее печь гнева...
Не говори: что же мне делать, если меня обижают, если отнимают у меня имущество и влекут меня на суд? Христос и в таком случае запрещает питать вражду, отнимая всякий к тому Повод и предлог. Так как это повеление было особенно важно, то Господь убеждает к исполнению его указанием не на будущие блага, а на настоящие выгоды, которые скорее могут обуздывать грубых людей, чем обещания будущего. Ты говоришь: он сильнее меня и причиняет мне обиду? Но не причинит ли он тебе еще больше вреда, если ты не примиришься с ним?.. Если ты избежишь этой распри, то приобретешь двоякую пользу: во-первых, ты не потерпишь никакой неприятности, во-вторых, это будет уже твоя добродетель, а не следствие принуждения..
Если мы искренне хотим примириться, то не отступим (от враждующего), пока не победим его своими усиленными просьбами, пока не привлечем к себе и не заставим прекратить вражду против нас. Разве мы ему оказываем этим милость? Нет, на нас самих переходят плоды доброго дела; мы этим привлекаем на себя благоволение Божие, приобретаем себе прощение грехов, получаем великое дерзновение перед Господом...
Чем более кто согрешил против нас, тем более должны мы спешить к примирению с ним, потому что за это нам простится больше грехов..."
Святитель Игнатий приводит в составленном им Отечнике слова Аввы Исайи: "Будем подвизаться по силе нашей – и Бог, по множеству милости Своей, поможет нам. Если мы не сохраним сердец чистыми, как сохранили их отцы, то постараемся сохранить от греха, по крайней мере, тела наши, как требует этого Бог. Веруем, что во время страшной скорби в час смерти Он помилует нас, как помиловал всех святых".
Фотогалерея: