28 июня 2020 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице и день памяти святителя Ионы, митрополита Московского, на подворье нашей обители состоялось воскресное богослужение, которое совершил священнослужитель монастыря протоиерей Серафим Хайруллин. По завершени богослужения, протоиерей Серафим обратился к молящимся с проповедью.
Сегодня в Евангельском чтении мы слышали слова Господа о том, что если око человека будет просто, то и все его тело будет светло (см. Мф. 6:22). По объяснению святителя Феофана Затворника, оком здесь называется ум. Если мы в простоте принимаем то, что написано в Евангелии, и исполняем заповеди, то для нас все становится простым и понятным. Если же человек с лукавством и долей скептиса подходит к слову Божию, то простота утрачивается. Тогда все для человека усложняется, все становится непонятным и не получается. Человек начинает рассуждать по-своему, искажать смысл Божественных слов, и с такого уклонения от истины начинаются разделения, расколы, секты. "У такого ума нет твердых положений, - говорит святитель Феофан, - потому что слову Божию, очевидно, он не верит, а свои умствования всегда неустойчивы: ныне так, завтра иначе. Оттого у него одни колебания, недоумения, вопросы без ответов; все вещи у него не на своем месте, и ходит он впотьмах, ощупью". Это и есть состояние душевной темноты, о котором сказал Господь.
Искренне верующий человек воспринимает слово Божие просто, так, как оно написано. Если написано "нельзя", значит, этого делать нельзя; если сказано "можно", "благословляется", то нужно и поступать по благословению. Жизнь каждого человека, вне зависимости от того, верует он или нет, признает или не признает бытие Божие - это путь к смерти, к переходу в вечную жизнь. Заповеди Божии одинаковы для всех. Человек, имеющий простую веру и стремящийся точно выполнить то, что заповедал Господь, имеет ясность и простоту в своей жизни.
А если человек с лукавством начинает рассматривать заповеди, рассуждая, что важно, что неважно, в каком случае и что можно "пропустить", что "работает" или "не работает", то начинает сам себя запутывать и получает горькие плоды по лукавству своего сердца.
Жизнь по заповедям, жизнь с Богом очень проста. Она не бывает без скорбей и трудностей, но в ней есть простота, ясность и помощь Божия. А когда человек пытается обойти заповедь Божию, его жизнь полна сложностей и лукавства. Человек мучается, когда пытается заглушить свою совесть, оправдывает себя и изобретает что-то такое, что позволило бы обойти, нарушить заповедь. Напимер, в Священном Писании сказано: "Не укради". И человек верующий просто не возьмет того, что ему не принадлежит, даже если это кажется заброшенным, ничейным, бесхозным, и если помысел от врага внушает, что "так делают все или многие". Тот же, кто намерен что-то украсть, не имеет внутреннего мира, а все время беспокоен и обдумывает, как это сделать, чтобы остаться незамеченным, и как обмануть свою совесть, которая его мучает и обличает.
"Простой же ум все ясно видит, - продолжает свою мысль святитель Феофан, - всякая вещь у него имеет свой определенный характер, словом Божиим определенный, потому всякой вещи у него свое место, и он точно знает как себя в отношении к чему держать, ходит, значит, по дорогам открытым, видным, с полною уверенностью, что они ведут к настоящей цели". Будем стараться приобретать искреннюю, простую веру и совершенствоваться в исполнении заповедей Божиих, чтобы стать истинными христианами, воплотить христианские идеалы в нашей жизни. Содержание и смысл всех заповедей - любовь к Богу и ближним. Начиная с простого и постепенно поднимаясь по духовным ступеням, мы сможем совершенствоваться в вере и любви. Средством к этому служат все наши благочестивые делания и труды. Мы должны совершать наш пост, молитвенное правило, благие дела, посещать храм Божий не формально, не только потому, что так нужно и положено, и не для того, чтобы перед кем-то "отчитаться". Все эти делания должны быть нашими проявлениями любви к Богу и ближним. Все это необходимо для того, чтобы мы восходили к Царствию Небесному.
Господь также сказал: "Не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете" (Мф. 6:25). Это означает, что не следует заботиться сверх меры. Бывает, что человека поглощает забота о чем-то суетном, и он думает только о достижении этой цели. Тогда он не может переключиться ни на какие другие дела, так что все у него буквально "валится из рук", и он не в состоянии уделить внимания ни своей бессмертной душе, ни тем, кто нуждается в его помощи. От такой заботы и предостерегает нас Спаситель в Евангелии. Когда человек живет такой чрезмерной заботой, рано или поздно у него возникает горделивое мнение и ощущение, что все это делает он сам, и что он не нуждается в Божественной помощи. Это опасное состояние, при котором мы лишаемся благодати и помощи Божией и становимся не способными ни на что, от чего да избавит нас Господь.
Будем же стараться всегда и во всем видеть Бога и Божественный Промысл и исполнять Господни заповеди!
28 июня 2020 г.