На подворье нашей обители, несмотря на холодную и ветренную погоду, чувствуется весна. Цветут первые весенние цветы, оживают от зимнего сна деревья. Вокруг тихо и пустынно, подворье закрыто для посетителей. В наше непростое время, с надеждой на милость Божию, вспоминаем святоотеческие слова о следовании Божественной воле и мирном, благодушном терпении.
"Мир душевный имей, а терпеть – терпи и за себя, и за других. Терпение, по слову святого Григория Синаита, – и в буре тишина, - наставляет преподобный Амвросий Оптинский. - В болезнях телесных, и огорчениях душевных, и в разных внешних обстояниях помози, Господи, все это переносить благодушно и с покорностью воле Божией. И о прежних святых пишется, что они не просто вошли в вечный покой, но, по сказанному в псалмах, прошли мы через огонь и воду, и вывел нас в покой (Пс. 65, 12). Видно, иначе нельзя достигнуть оного покоя, как потерпеть, да подождать, да потрудиться о себе и о других, так как без любви к ближнему невозможно спастись. На днях среди недосуга развернул я книгу святителя Амвросия, и открылось место, где сказано, что брачная одежда означает любовь. А любовь, по апостольскому слову, долготерпит, милосердствует, не ищет своего (1 Кор. 13, 4–5)".
"Конечно, легче бы было с сытым чревом и с мягкого пуховика перевернувшись – да прямо в пресветлый рай, но туда со креста дорожка проложена, ибо Царствие Божие не одной или двумя, но многими скорбями достигается! Вам, как и мне, более нравится находиться всегда в спокойном положении, но иже Христовы суть, те распинают плоть свою со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Мы же с вами весьма бессильны и многонемощны, и подумать страшно о распятии, о железных гвоздях и копье! По крайней мере, претерпим Бога ради хотя косой взгляд, холодный прием и отказ о просимом и хотя с этих ничтожных степеней начнем свое распятие, и, Бог милостив, проберемся и мы за великими страдальцами в Царство Небесное", - пишет Оптинский старец преподобный Антоний (Путилов).
"Если посмотреть глубже в нашу жизнь земную, то тогда каждый удостоверится в том, что здесь всякая туга, теснота, печаль, скорбь разнообразная и прочее. А покой там, где Свет Невечерний, - пишет своей духовной дочери - монахине преподобный Иосиф Оптинский. - Ведь ты – христианка, да еще милостью Божей монахиня, и не только. Но и обручница Небесному Жениху Иисусу Христу. И ты к Его святым словам маловерна, которые Он тебе и всем подобным тебе вещает: Призови Меня в день скорби твоей, и Я помогу тебе, и ты прославишь Меня (Пс. 49, 15), – и еще: Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19). Видишь ли, радость моя, какой драгоценный дар этот камень – терпение в скорбных морях, реках и маленьких болотцах. Но не будь сих, т.е. никаких, скорбей, тогда нигде не найдешь и терпения, а без терпения нет спасения. Тогда одно место – ад, чего да избавит Господь тебя, и меня, и всех смиренно терпящих.".
По словам священномученика Петра Дамаскина, "нет кратчайшего преуспеяния души, как отсечение своих хотений и разумений, и ничего нет лучшего, как повергать себя кому-либо пред Богом день и ночь и просить Его, да будет во всем воля Его, и <ничего нет> худшего, как любить свободу и легкомыслие души или тела".
"Что бывает по воле Божией, то, хотя бы казалось и худым, лучше всего; а что противно и неугодно Богу, то, хотя бы и казалось самым лучшим, — хуже и беззаконнее всего, - свидетельствует святитель Иоанн Златоуст. - Не будем же говорить: для чего это и к чему это? Когда все устрояет Бог, не станем требовать от Него отчета — это крайне нечестиво и безумно".
"...Когда прошение твое не будет исполнено Богом, покорись благоговейно воле Всесвятого Бога, Который, по недоведомым причинам, оставил твое прошение неисполненным, наставляет святитель Игнатий Брянчанинов. - Молись Богу о удалении от тебя напасти и вместе отрекайся своей воли, как воли греховной, воли слепой; предавай себя, свою душу и тело, свои обстоятельства и настоящие и будущие, предай близких сердцу ближних твоих воле Божией, всесвятой, премудрой".
"Что успокаивает в лютые времена душевного бедствия? - рассуждает святитель Игнатий. - Успокаивает одно сознание себя рабом и созданием Божиим... Едва скажет человек молитвенно Богу от всего сердца своего: да совершается надо мною. Господь мой, воля Твоя, как и утихает волнение сердечное. От слов этих, произнесенных искренно, самые тяжкие скорби лишаются преобладания над человеком".
"Я не закрываю глаза на совершающееся и на грядущее, - говорит преподобноисповедник Никон Оптинский, - и стараюсь быть ко всему готовым, чтобы иметь возможность сказать псаломскими словами: «Уготовихся и не смутихся» (Пс. 118, 60). Непостижимы для нас пути Промысла Божия. Не можем мы их понять. Поэтому со всем смирением предаюсь в волю Божию. В предании себя и всего в волю Божию обретаю мир душе моей. Твердо верю, что все в руках Божиих... Чаю жизни будущего века".
"...В сем мире ничего не бывает постоянного. Гляди на улицу: утром был дождь, а в полдень ясно, а к вечеру опять холодно. То ветер, то тихо, то гроза, то жара; так и в нашей жизни — всегда будь готова следовать воле Божией, нравится ли то нам или нет", - пишет Оптинский старец преподобный Анатолий (Зерцалов).
"Если всецело положиться на волю Божию, тогда все будет хорошо, и неприятное будет приниматься как должное, свидетельствует преподобноисповедник Никон Оптинский. - Все, что ни совершается, ведет ко спасению душ наших, и при этом великая премудрость и глубина открывается. «Любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим. 8, 28)".
"Старинные люди хоть и очень простые были, но поговорки их очень мудрые и основательные. Не живи, как хочется, а как Бог приведет", - так говорит преподобный Амвросий Оптинский.
В завершении вспомним мудрые и своевременные слова одного из Оптинских старцев преподобноисповедника Никона (Беляева): "Надо молиться, да укажет Господь путь... Будем молиться Господу, да спасет нас и да поможет нам в бедах и нуждах. Иного пристанища и надежды не вижу. Человеческие расчеты и суетны, и ошибочны. Когда приходится терпеть и трудное что-либо, но знаешь, что нет тут своей воли, получается нравственное облегчение и мир души. Да будет воля Божия! Да не посрамит Господь веры нашей и преданности воле Его. Единая надежда на Бога. Вот твердое основание. Остальное все непрочно, и особенно в нашем положении. Совершенно не знаешь, где лучше, где хуже и что ожидает. Да будет воля Божия!.. Мне приходила мысль, что мы, иноки, отрекшиеся мира, ныне, хотя и невольно, проводим мироотречную жизнь. Так судил Господь. Наше дело — хранить себя в вере и блюсти себя от всякого греха, а все остальное вручить Богу".
Пусть Господь поможет нам следовать словам и примеру тех, кто достиг святости и вечного спасения!
23 апреля 2020 г.
Цитаты даны по источникам:
https://www.optina.ru/lection/12/
http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/sokrovishhnica-duhovnoj-mudrosti/txt66.html