Проповедь в Неделю Ваий. Господь ждет от нас внутреннего делания, верности и благодарности Ему за все

  12 апреля 2020 года, в праздник Входа Господня во Иерусалим (в Неделю Ваий), на подворье нашей обители состоялось праздничное богослужение, которое совершил протоиерей Серафим Хайруллин. По завершении богослужения, протоиерей Серафим огласил циркулярное письмо Первого Викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Митрополита Воскресенского Дионисия с указаниями относительно противоэпидемических мер и санитарных норм, объявил о закрытии храма для прихожан на период самоизоляции и произнес проповедь:

  Желаю всем нам, вместе с учениками Христовыми, в молитве, в сердечном сокрушении, со смиренным внутренним состоянием пережить последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, Его спасительные Страдания и радостно встретить Его Светлое Воскресение.

  После грехопадения человек стал очень изменчивым. Подчас очень быстро, со скоростью мысли, наши настроения, чувства и желания меняются на противоположные. Мы не всегда можем ответить на вопрос, что нами руководит и почему.

  Внимательные, изучающие себя подвижники проводят всю жизнь в труде самопознания. Несмотря на сложность и кропотливость этого труда, они не оставляют его, потому что без познания самого себя невозможна правильная духовная жизнь.

  Сегодня Церковь объясняет нам причину нашего непостоянства –  то, почему сегодня мы хвалим и славословим, а завтра разочаровываемся и проклинаем. Потому что мы бываем далеки от жизни внутренней и не всегда ищем того, что «едино… есть на потребу» (Лк.10:42).

  Перед выходом  на общественное служение Господа нашего Иисуса Христа, диавол искушал Его, и, посрамленный Им, отошел от Него до времени, продолжая пристально наблюдать за Спасителем. Когда наступило время исполнения того, для чего Господь пришел на землю, Богочеловеку было с новой силой  предложено искушение властью и славой. Входящего во Иерусалим Господа встречало множество народа: люди искренне радовались и, казалось, были готовы на все по одному Его слову или движению руки. Христос же, со смирением вошедший во Святый Град, с любовью принял радующихся людей, но не желал управлять ими и манипулировать толпой.

  Настроение толпы изменчиво: ею легко овладевает враг рода человеческого, пользуясь тем, что настроение одного человека меняется и может передаваться многим. Бог же действует по-другому: Он зрит на сердце человека, ожидая его добровольного обращения и стремления к Нему, желая воспитать в человеке истинную любовь, которая «николиже отпадает» (1 Кор. 13:8).

  Человеку властолюбивому нередко кажется, что толпа подчиняется ему, однако это не так. Толпой руководят страсти и диавол, поэтому у большого числа людей в одно и то же время могут возникнуть одинаковые греховные мысли и желания. В подобных обстоятельствах стремящийся руководить человек ошибается, когда думает, что все слушаются его - наоборот, он сам попадает под власть толпы.

  Апостол Павел пишет: «Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга» (Тит. 3:3). И в другом месте он говорит о том, что «и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов» (Еф. 2:3). Господь показал, что Он пришел не затем, чтобы играть на этих человеческих страстях, но чтобы освободить каждого человека от власти грехов, страстей и похотей.

  Грехи опустошают не только душу человека, но и общество. Из истории мы знаем, что, по причине умножения беззакония, гибли народы и империи, которые разлагались, разорялись и обращались в ничто. Господь именно об этом говорит в Евангелии: «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется дом ваш пуст» (Лк. 13:34-35). Без Бога человеческая душа пуста. Господь пришел, чтобы наполнить эту пустоту Божественной благодатью, любовью и добродетелями. Он желает, чтобы «Осанна» звучало не только на устах, но и в сердце человека, независимо от обстоятельств. Господь принес в человеческие души мир, а не разорение и опустошение, и от нас зависит, постараемся ли мы сохранить мир Божий.

  Господь Иисус Христос полностью отверг искушение властью и славой на земле, чтобы вознести человека на Небо и даровать ему небесную славу. И в сегодняшнем празднике соединяются грусть о человеческом непостоянстве и радость преддверия небесной славы Спасителя и сопрославления человека.  

  Празднуя Вход Господень во Иерусалим, постараемся переживать это событие и в наших сердцах, так, чтобы наше «Осанна» звучало не потому, что мы что-то желаем получить от Бога, а из чувства благодарности, что Господь с нами и пострадал за нас, ведь благодаря этому мы имеем все, что необходимо для нашего спасения. Проявим же любовь к нашему Спасителю: «Чувствия наша Христови представим и, яко друзи Его, души наша пожрем Его ради» (Богослужение Великой Пятницы, утреня), то есть принесем души наши в жертву ради Него, отложим наши страсти и греховные привязанности.

  Мы не должны унывать и отчаиваться. Господь сподобил нас в этот пост неоднократно причаститься Святых Христовых Таин. Сейчас есть возможность найти последования служб и молиться по ним дома, транслируются Патриаршие богослужения. При этом мы должны понимать, что нужно совершать наше молитвенное делание с благоговением и вниманием, так же, как и за богослужениями в храме. Для этого нужно приготовится, как мы делаем это перед совершением молитвенного правила: зажечь лампадку или свечи, подготовится к молитве внутренне, собрать внимание, настроиться на молитву, встать перед иконами и затем внимательно слушать транслируемое богослужение или читать последование службы, молитвенно переживая события Страстной Седмицы.

  Прошу вас совершать дома свой молитвенный подвиг так же внимательно и усердно, как вы это делаете в храме, предстоя перед Богом.

  Весь Великий пост Церковь подготавливает нас к встрече святых дней Страстей Христовых. Это удивительное время. Все мы знаем, что впереди Пасха и великая радость Воскресения Христова. Но дни Страстной Седмицы  отзываются в душах скорбью, содроганием и трепетом, ибо каждый раз Господь страдает ради нас, и это происходит не когда-то, а здесь и сейчас, так же реально, как и два тысячелетия назад. Мы призваны достойно встретить эти дни: не только усиленной молитвой, но и борьбой с нашими страстями и грехами. Это и есть наше главное внутреннее делание, которое не зависит от внешних обстоятельств.

  Да, какое-то время у нас не будет возможности встречаться и собираться за богослужением. Но вспомним первых христиан, которые свою жизнь отдавали за Бога. У них не было возможности часто собираться вместе, а зачастую не было и места собрания. И даже на редких собраниях в катакомбах, где они могли присутствовать на богослужениях и быть участниками Божественной Литургии, никто не был уверен, что сможет быть на службе до конца, что за ним не придут и не возьмут на страдания. А у большинства первых христиан совсем не было возможности быть на службе, причащаться. При этом их тысячами убивали за Христа, и Господь принимал их усердные молитвы и страдания.

  Вспомним также преподобную Марию Египетскую, которая за всю жизнь всего два раза причастилась, но достигла святости, победив в борьбе с собственными страстями.

  Господь ждет от нас внутреннего делания, верности и благодарности Ему за все.  И нам нужно не унывать, а понимать, что все происходящее совершается для нашей пользы. Испытания для человека и человеческого общества посылаются не случайно: часто они попускаются за наши грехи, нечестие, нерадение, чтобы мы исправили жизнь и стали лучше.

  За то, что народ, бывший богоизбранным, не принял и распял Господа, Бог попустил то, что Иерусалимский храм был полностью разорен язычниками, разрушен и стерт с лица земли. За грехи людей Господь не пощадил даже собственного храма и отдал его на разорение. То же происходило и в послереволюционное время. Большевики – иногда вчерашние прихожане, приходили и разоряли храмы и уничтожали верующих. В эту эпоху просияло и множество подвижников – новомучеников и исповедников Российских, которые прославлены Церковью, и которых мы чтим. Но в то же самое время были и те, кто отпал от веры. Почему это произошло, и почему Русская земля прошла через суровые испытания в годы революции и последующие десятилетия? Потому что многие из называвших себя православными христианами верили формально, но отошли от Бога в своей душе, ища не Небесного, а земного. Раны этой эпохи так глубоки, что дают о себе знать по сей день. И мы должны понимать, что в подобных бедах никто не виноват, кроме нас самих, наших грехов и неправильного внутреннего состояния перед Богом.

  Господь всегда предоставляет нам возможность внутренне измениться, исправить свою жизнь. И, в настоящем испытании, мы должны направить все силы на исправление самих себя. Не нужно искать виновных вне себя, а каждому стоит задуматься, почему Господь попустил пройти через данные обстоятельства именно ему. И, наверное, направление жизни человечества в целом было неверным, если Господь попустил всем такое испытание.

  Цель нашего Господа и Спасителя – воспитать человеческую душу для вечного пребывания в Его Царстве правды и любви и спасти нас. Милость Господа безмерна. Будем просить Его не только о миновании испытания, но и о том, чтобы наши души воспринимали Его спасительное слово, очищались и утверждались в добродетелях, взращивая в себе Царствие Божие, которое «внутрь нас есть» (Лк. 17:21).  

12 апреля 2020 г.