В канун праздника Входа Господня во Иерусалим в нашей обители совершено всенощное бдение с освящением ваий

  Вечером 11 апреля 2020 года, накануне праздника Входа Господня во Иерусалим (Недели Ваий), в нашей обители отслужено всенощное бдение, которое совершило монастырское духовенство. Богослужение состоялось в просторном храме Казанской иконы Божией Матери. 

  Во время богослужения были совершены лития и освящение ваий (верб).

  "Видишь ли, возлюбленный, тайну настоящего торжества? - обращается к каждому молящемуся в своем слове святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский. - Видишь ли чудеса нынешнего дня? Вчера праздновала Вифания: ныне вся Церковь наслаждалась Божественным пришествием. Вчера Господь даровал другому – [Лазарю] жизнь: ныне Он Сам грядет на смерть. Вчера восстал четверодневный: ныне предстает трехдневный – [Сам Христос]. Он воскресил Лазаря четверодневным для того, чтобы предуверить в общем воскресении естества нашего, состоящего из четырех стихий. Но там хлопочет Марфа, представляющая собою образ законного служения; а здесь сидит при ногах Господа Мария, изображающая собою любовь и приверженность к Нему Церкви. И Тот, Кто за шесть дней до Пасхи, даровавши сестрам единственного у двух их брата, умершего всеми пятью чувствами, четверодневного Лазаря, повелевает разрешить узы его, – Сам ныне грядет на то, чтобы быть связанным. И грядет Он не с гордостью, не с шумом, не окружаемый видимо силами, началами и властями, не на высоком и превознесенном престоле сидящий (ср. Ис. 6), не какими-либо крыльями и колесами огнеобразными и многоочитыми прикрываясь, не трубами, знамениями и чудесами поражая всех, но скрываясь в человеческом естестве; ибо это – пришествие человеколюбия, а не правосудия, сниисхождения, а не наказания.

  Является Он не в славе Отца, но в уничижении Матери, каковое явление издалека предрек нам чудный Захария, и, приглашая тварь к радости, воззвал к Иерусалиму так: Ликуй от радости, дщерь Сиона (Зах. 9: 9). Этим же гласом воспользовался и Гавриил, говоря Деве: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк. 1: 28). И Сам Спаситель, по воскресении из мертвых, сказал женам: радуйтесь! (Мф. 28: 9), дабы ты понял древний глас, слышанный Евой: в болезни будешь рождать детей (Быт. 3, 16); Господь возопил к женам: радуйтесь! – как и Захария проповедал, говоря: Ликуй от радости, дщерь Сиона, веселись, дщерь Иерусалима (Зах. 9: 9 по LXX). Что же говорит Сиону? Се Царь твой грядет к тебе (Зах. 9: 9). Каким образом? Ты сказал о пришествии, скажи и об образе. С колесницами ли, с войском ли пешим и конным и с прочею пышностью царской? Нет, ответствует. Как же? Воссев на подъяремника и молодого осленка (Зах. 9: 9 по LXX).

  Что ты говоришь? Царь садится на осла и, таким образом, бесславит Себя? Точно, – ответствует! Ибо Он приходит не с пышностью, как другие. Но как? В образе раба, тихий как жених, кроткий как агнец. Как капля тихая – на руно, как овца – на заклание и как агнец незлобивый, ведомый на жертву, так Он приходит, нося на Себе не только разумную, но и бессловесную природу человеческую, и на бессловесном сидя, научает людей не превозноситься, низлагая сильных с престолов и вознося смиренных, алчущих исполняя благ, и богатящихся отпуская ни с чем (ср. Лк. 1: 52–53), – имея спутниками у Себя только двенадцать человек, и то бедных, и чрез них-то созывая к Себе народы. Он-то и есть жезл, произросший из корня Иессеева (см. Ис. 11: 1), – Он, Кому, навстречу вышедши сегодня, еврейские дети предносят масличные ветви как Милостивому и вайями прославляют как Победителя смерти, говоря: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! (Мк. 11: 9)".

  Что можно принести Входящему во Святой Град Спасителю? Об этом говорит в своем слове преподобный Андрей Критский:

  "Блажен, кто совершил эту благую куплю веры, кто не вышел из Вифании тщетно, без приобретения. Я разумею пост. [Блажен,] кто приобрел славные и изящные украшения его, воздержанием и смирением, кто, истинно веруя во Христа, купил добрые жемчужины Его учения, дав веру и получив познание. Блажен, кто соткал себе отсутствием власти страстей светлую брачную одежду соединения со Христом, чтобы незазорно вкушать закланную Пасху и встретить исходящего со славой из Вифании Господа, устилая Ему путь убеленными одеждами совести и говоря: «по мне, Господи, по мне да шествуют стопы животного, на которое Ты воссел». Это [животное] есть пресвятая плоть, в которую Он вышеестественно облекся для нас. Где столь благоразумный обладатель, искупивший таким образом свое спасение? О, если бы и вы, люди Христовы, новое наследие, искупили оное в протекшие дни поста! Важная в эти дни производится купля для тех, кто знают [истинную] цену вещей. Здесь чистое золото – воздержание, жемчуг – слезы, дорогие камни – добродетельные дела, серебро – девственность, чистые одежды – неповрежденные нравы, ароматы – слова Господни; здесь украшение на шее – предписывающая послушание кротость; а серьги, перевязи волос и золотые ожерелья – многоценное исполнение заповедей.

  Но для чего описывать в частности богатые дары поста, когда сам опыт научает нас, что все, от него происходящее, обращается во благо тому, кто стяжал его? Кто же достойно совершил сей славный подвиг? Кто уподоблялся Марфе, кто подражал Марии, сестрам Лазаря? Кто, подобно им, стяжал добрые жемчужины – слезы, и принес их Христу, оплакивая свою умершую душу так же, как они [оплакивали] Лазаря? Кто приобрел дорогой краеугольный камень – Христа, Который повелел отвалить камень, чтобы воскресить Лазаря? Какая боголюбивая душа купила драгоценных ароматов; кассии, ормуша, корицы, оникса, нарда, тростника и, приготовив благовонное миро, помазала вечеряющего Господа? Которая, пав к ногам Его, помазала неприкосновенную главу, омочила миром и слезами ноги Его? Которая удостоилась слышать милостивый сей глас: Прощаются тебе грехи твои (Лк. 7: 48)? Какая душа изобилует столько миром и слезами, что помазала и Христа – миро неистощимое?

  Но, может быть, слыша это, кто-нибудь скажет: «я подражаю жене-грешнице и приношу если не миро, то слезы. Так где же вечеря? Где Христос? Где оставление грехов?» Где? Слушай. Я тебе ясно скажу. В Церкви. Во внутренней храмине твоей. Что говорю, в Церкви? В сердце твоем. Там Христос. Там излей на Него миро. Там пролей слезы. «Но не имею мира, – говоришь, – ни алавастрового сосуда». Не имеешь мира? Нет, имеешь миро – благодать; алавастровый сосуд – сердце; слезы – исповедание; волосы – кроткие воздыхания. Их принеси, их посвяти, и получишь прощение. Христос повсюду. Повсюду является на призыв. Только пусть не будет тут же Иуды; только зови с добрым намерением; пусть только вечеря твоя будет нелицемерная. Будь Симон, если хочешь. Пригласи Господа. Но не усомнись, как фарисей. Призови Вездеприсутствующего. Но не призывай Иуды. Будь Лазарь, если желаешь, – умерший миру, смердящий от ран, носящий на устах молчание, как камень. Но прежде лучше сделайся другом Господу. Имеешь и ты сестер: душу и плоть. Подружи их со Христом, чтобы, когда ты умрешь, они, подобно Марфе и Марии, послали к Иисусу, одна – мысли, другая – дела, сказать: Господи! вот, кого Ты любишь, болен (Ин. 11: 3). Чтобы, если ты совершенно умрешь для мира и всего мирского, пришедший Христос воскресил тебя и сказал ангелам Своим: Развяжите его, пусть идет (Ин. 11: 44). Развяжите. От чего? От уз греха. А идти куда? В недра Авраамовы, в обители вечные, к нескончаемому блаженству Божественного покоя, которое да получим все мы благодатью и человеколюбием всех нас призывающего в Свое познание Христа, истинного Бога нашего, с Которым слава Отцу и Святому Духу во веки. Аминь".

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/voskreshenie-lazarja-i-vhod-gospoden-v-ierusalim-antologija-svjatootecheskih-propovedej/#0_27