Проповедь дня. Приближаясь к Страстям Господним, отложим собственные страсти

  11 апреля 2020 года, в день Лазаревой Субботы, на подворье нашей обители состоялось богослужение, которое совершил священнослужитель монастыря протоиерей Серафим Хайруллин. По завершении Божественной литургии, протоиерей Серафим произнес проповедь:

  Перед Своими спасительными страданиями Господь воскресил из мертвых праведного Лазаря. Четверодневный Лазарь услышал глас Господень, воззвавший его к жизни. Воскрешение Лазаря было уверением в истинности всеобщего воскресения.

  Если мы верим в то, что Христос есть Победитель смерти, то верим не только в Его Воскресение, но и в наше собственное. Однако Господь сказал, что делавшие добро воскреснут в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения.

  День нашего воскресения и Суда настанет для всех, желаем мы этого или не желаем, ждем или нет, но для одних он будет радостным, а для других – страшным. Это зависит от нашего внутреннего состояния. Для тех, кто в жизни идет путем веры и созидает в своей душе Царствие Божие, кто еще здесь стяжал залог вечной жизни, этот день будет днем радости. Спаситель сказал: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24) Святые воскресли душой, и их блаженная вечная жизнь началась прежде воскресения тела. Они жили перед Лицом Господа и угождали Ему. Господь уже оправдал и прославил тех, кто своей жизнью достиг святости, поэтому они будут еще больше радоваться, слыша глас Господень в день воскресения.

  Но для многих этот день будет днем скорби и ужаса. Ужас не в том, что мы когда-нибудь умрем, а в том, что человек, развив свои страсти, создал в своей душе ад. Если он не покается и не исправит жизнь, то перейдет в вечность в этом состоянии. Там он окажется во власти своих страстей, которые и послужат для него осуждением.

  Внутреннее состояние живущего по страстям человека не позволяет ему переживать в полной мере радость Воскресения Христова и радоваться тому, что и он воскреснет. Мы так боимся смерти и будущего Суда, потому что, живя на земле, не создаем в своей душе Царствия Божия.  

  На праздник Ваий мы берем в руки расцветающие ветви, и это напоминает о том, что нам необходимо принести Господу вайи добродетелей, которые должны расцветать в нашей душе. Путь Великого поста, которым вела нас Церковь, дан для того, чтобы в нас утверждались и процветали добродетели, чтобы они проникали всю нашу жизнь. Путь добродетелей – это путь воскресения души прежде общего воскресения: «Приидите уготовим Господеви к сретению, ветви добродетелей носяще Ему: тако бо Его приимем, якоже во граде Иерусалиме в души нашей, покланяющеся и поюще Его» (Вторник 6-й седмицы Великого поста, канон на утрени). Цветущие ветви – знамение победы над грехом и духовного цветения наших душ.

  Мы находимся в преддверии великих дней, показывающих, что от нас, от состояния наших душ, зависит то, что ожидает нас в будущем – вечное пребывание с Богом в радости или удаление от Него навеки. Поэтому, приближаясь к Страстям Господним, отложим собственные страсти. Никогда не поздно вступить на путь очищения души. Даже в День Воскресения Христова мы воспеваем: «Очистим чувствия, и узрим неприступным светом Воскресения, Христа блистающася, и радуйтеся, рекуща…» Господь идет, чтобы пострадать за нас, и неужели мы не отложим наши страсти, чтобы соединиться с Ним?

  Пусть не смерть страшит нас, а то, что, воскреснув, мы поймем, что напрасно прожили жизнь. Если же мы будем исполнять Евангельские заповеди, служить Богу и ближним, то для нас все больше будет открываться свет вечной жизни и радость пребывания с Богом. Тогда не с ужасом, а с великой радостью мы будем думать о дне всеобщего воскресения и постигать смысл слов сегодняшнего тропаря: «Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне».

  К сожалению, мы редко задумываемся о том, что наша жизнь временна, и что мы должны будем когда-то переступить порог смерти. Какой будет наша вечная жизнь – зависит от того, как мы проводим жизнь временную, каково наше внутреннее состояние, созидаем ли мы в своей душе Царствие Божие. Но наша жизнь нередко говорит об обратном: мы так прилепляемся к земному, что главное у нас находится здесь, на земле, а не на Небе. Если бы мы рассуждали по-другому, то нам было бы проще исполнить Христовы заповеди – помочь ближнему, чем-то пожертвовать ради него, что-то отдать, претерпеть какие-то лишения или трудные обстоятельства без напряжения и ропота, но с преданностью Богу, со смирением и с радостью.

  Не будем забывать, что мы – граждане Неба, и не будем унывать в находящих испытаниях. Пусть главным для нас станет Бог, вечная жизнь, исполнение заповедей о любви к Богу и ближним, и тогда Господь управит все и в нашей земной жизни по Своей Воле, благой и совершенной.

11 апреля 2020 г.