7 апреля 2020 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в нашей обители состоялось праздничное богослужение, которое совершило монастырское духовенство. Праздник Благовещения всегда радостен, потому что обитель посвящена Пресвятой Богородице, и в дни ее праздников в монастыре особенно благодатно. Также в этот день мы молитвенно обращаемся и к святителю Тихону, патриарху Московскому, и поминаем старца и наставника нашей Матушки Игумении и некоторых сестер игумена Исайю (Будюкина), почившего на Благовещение.
За богослужением было еще раз прочитано утешившее и ободрившее нас Патриаршее послание.
На Благовещение вспоминаются слова святых отцов и подвижников благочестия.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит в своем слове на Благовещение Пресвятой Богородицы: "Таинство, свершившееся в нынешний день, приводит в изумление не только человеческие, но и все ангельские, высокие умы. Недоумевают и они, как Бог безначальный, необъятный, неприступный, нисшёл до образа раба и стал человеком, не перестав быть Богом и нимало не умалив славы Божественной? Как Дева могла вместить в пречистой утробе нестерпимый огонь Божества, и остаться неповреждённою, и пребыть на веки Матерью Бога воплощённого? Так велико, чудно, такой Божественной премудрости исполнено это таинство благовещения Архангелом Пресвятой Деве воплощения Сына Божия от Неё! Радуйтесь, земнородные, радуйтесь, особенно верные души христианские, но радуйтесь с трепетом перед величием таинства, как обложенные скверной греха; радуйтесь, но немедленно искренним и живым, глубоким покаянием очищайте себя благодатью Божьей от скверны греха".
"Торжествуй, природа, потому что воздается честь Жене; ликуй, род человеческий, потому что прославляется Дева, - восклицает святитель Прокл, ученик святителя Иоанна Златоуста и Патриарх Константинопольский. - «Идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать» (Рим. 5, 20). Нас собрала здесь Святая Богородица и Дева Мария, чистое сокровище девства, мысленный рай Второго Адама, – место, где совершилось соединение естеств, где утвердился Совет о спасительном примирении. Кто видел, кто слышал, чтобы обитал во чреве Беспредельный Бог, Которого не вмещают Небеса, Которого не ограничивает чрево Девы!?
Родившийся от жены не есть только Бог и не есть только Человек: этот Родившийся соделал жену, древнюю дверь греха, дверью спасения; где змий разлил свой яд, нашедши преслушание, там Слово воздвигло Себе одушевленный храм, вошедши туда послушанием; где возник первый грешник Каин, там родился безсеменно Искупитель человеческого рода Христос.
Человеколюбец не возгнушался родиться от жены, потому что это дело Его даровало жизнь. Он не подвергся нечистоте, вселившись в утробу, которую Он Сам устроил чуждой всякого повреждения. Если бы эта Матерь не пребыла Девой, то рожденный Ею был бы простой человек, и рождение не было бы чудесно; а так как Она и после рождения пребыла Девой, то Кто же – Рожденный, как не Бог? Неизъяснимо таинство, потому что родился неизъяснимым образом Он, безпрепятственно прошедший дверьми, когда они были заключены. Исповедуя в Нем соединение двух естеств, Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20, 28)".
Приснопамятный архимандрит Кирилл (Павлов) в проповеди на праздник Благовещения рассуждает: "Мы с вами, верующие во Христа, должны считать себя счастливыми и духовно радоваться, что имеем у себя такое великое духовное сокровище, и должны бережно хранить его, чтобы не было оно у нас похищено врагом. Мы должны любить Божию Матерь, должны Её чтить, должны Ей повиноваться и всемерно прославлять Её своими добрыми делами и примерами своей доброй благочестивой христианской жизни. Самым лучшим прославлением Божией Матери с нашей стороны будет, если мы станем стараться подражать Её Богоугодному житию, Её добродетелям. А для этого нам необходимо в совершенстве познакомиться с Её земной жизнью и Её добродетелями, которыми Она была украшена и благодаря которым удостоилась такой высокой чести – стать Матерью Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, чтобы, взирая на Её житие, и нам Ей посильно подражать и заимствовать для себя уроки христианского благочестия".
Преподобный Силуан Афонский пишет: "…При любви Божией бывают печали, и чем больше любовь, тем больше печаль. Божия Матерь никогда не согрешила ни единым помыслом и никогда не теряла благодати, но и у Нее были великие скорби; а когда Она стояла при Кресте, тогда безмерна, как океан, была Ее скорбь, и муки души Ее были несравненно большими, чем Адамово мучение по изгнании из рая, потому что и любовь Ее была несравнимо большая, чем любовь Адама в раю. И если Она осталась жива, то только потому, что сила Господня укрепила Ее, ибо Господь хотел, чтобы Она увидела Его Воскресение и чтобы по Вознесении Его оставалась на земле в утешение и радость апостолам и новому народу христианскому. Мы не достигаем полноты любви Божией Матери, и потому не можем в полноте понять и Ее скорбь. Любовь Ее была совершенною. Она безмерно любила Бога и Сына Своего, но Она любила и народ великою любовью. И что переживала Она, когда эти люди, которых Она так много любила и которым до конца хотела спасения, распинали Ее возлюбленного Сына? Мы постигнуть этого не можем, потому что в нас мало любви к Богу и к людям".
Митрополит Вениамин (Федченков) размышляет о смысле и значении праздника: "Дева Мария спокойно и твердо говорит ангелу: «Я – раба Господня! Да будет Мне по слову твоему!» (Лк. 1, 38). На некоторое время остановимся сердцем и мыслию... Решающий для мира ответ! Представим себе обратное... Нет! Даже и думать об этом – и не хочется, и немыслимо, – по отношению к Пречистой, Пресвятой Деве! Но какая вера в Бога! Какое смирение сердца! Какая твердость души! Какая глубина премудрости! Какая красота духа! Воистину поражаться нужно! Не буду объяснять этого больше... Благоговейно смолчим пред таким ответом! Одно скажем: нас поражает он больше всего! Никакие объяснения не будут довольны пред этим ответом! Даже дерзновенно и объяснять! ...И где же нам – грешникам, неразумным, гордым, слабым – стараться еще «объяснять»?! Видим силу, красоту, величие, при глубине смирения, – и умиляемся... И преклоняемся... И только остается славить Матерь Господню; даже не благодарить, ибо и для этого мы недостойны и неспособны... И, может быть, молчание наше есть лучший отзыв на Ее ответ..."
Пусть наша благодарность Господу и Его Пречистой Матери выражается и в молитве, и в нашей христианской жизни!
7 апреля 2020 г.